N.K.V.D.
Ну, суки, ща я вам устрою гей-парад!
Tauchpanzer III - танк, который захотел стать подводной лодкой!


фандом: ЖИВЫЕ ТАНКИ
персонаж: Panzerkampfwagen III он же Тройка
примечание: продолжаю знакомить ПЧ с историей применения танков времен ВМ-2


Немцы — люди действительно творческие. К сожалению, как показывает история, они далеко не всегда направляли свой «творческий потенциал» в русло созидания. В годы войны тамошние инженеры и ученые создали множество чудовищных инструментов войны, единственной задачей которых было уничтожение людей. Для ненавистной Великобритании, «спрятавшейся» на островах, коварные нацисты готовили кое-что особенное.

Великобритании очень повезло в истории относительно географического вопроса. После (пускай и кровопролитного) объединения в единое государство страна получила невероятный бонус на мировой арене, оказавшись «спрятанной» на островах. Эта территориальная особенность подпортила немало крови всем историческим противникам державы, а также помогла стать ей одним из мощнейших государств в мире.

В тревожные годы мировых воин XX века Великобритания вновь выиграла от своего местоположения. Возможно, именно Ла-Манш уберег Соединенное Королевство от стремительного марша гудерианских танковых кулаков. Выражаясь современным языком, у Гитлера (да и у всего командования Рейха) «горело» от «британских трусов», которые окопались за проливом с внушительной группировкой союзных войск. На пути к мировому господству Германии не очень хотелось оставлять такой «подарок» у себя в тылу.

Немцы любили свои новые танки, вот только морские операции и гусеничная техника – вещи не совместимые. И тогда немецкие инженеры решили придумать кое-что действительно особенное для Великобритании — подводные танки, которые должны были пройти по дну Ла-Манша.
В 1940 году в рамках подготовки военной операции «Морской лев» (операция по высадке морского десанта в Великобританию) был создан танк Tauchpanzer III с функцией подводного хождения. За основу боевой машины был взят средний танк вермахта Panzerkampfwagen III.

Все люки и щели в башне и корпусе танка подверглись герметизации с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Внутри машины появилась помпа для откачки воды, все щели надежно закрывались, охлаждаться машина должна была морской водой, наконец, на башню была установлена дыхательная труба c резиновым рукавом длиной 18 м и диаметром 200 мм, на конце которого крепился специальный буй.

Таким образом, танк должен был не тонуть и получать приток свежего воздуха. В экипировку танкистов также вошли индивидуальные средства дыхания, позаимствованные у подводников. Ориентироваться под водой было намного сложнее, поэтому на Tauchpanzer III поставили еще и гирокомпас, а также усиленную радиостанцию для координации действий (направления движения) при помощи связи с кораблями.
С июля по октябрь 1940 года немецкие заводы выпустили 168 таких танков. Однако, на испытаниях оказалось, что танки не очень хорошо чувствуют себя на морском дне. Речь о пересечении Ла-Манша больше не шла. Второй план оказался более реалистичным. Машины должны были доставлять к Великобритании на баржах, опускать на дно, а уже оттуда танки должны были двигаться вперед к побережью.

Из танков подводного хода Pz.III и Pz.IV и плавающих танков Pz.II сформировали батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С. Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III, переоборудованных для движения под водой.

Побывать на пляжах Британии Tauchpanzer III так и не удалось. Операция «Морской лев» постоянно откладывалась, а вскоре началась война с Советским союзом. К этому моменту почти все 168 танков были переброшены на восточный фронт, где использовались для форсирования рек. Оборудование, нужное для езды, по морскому дну было почти полностью снято с танков, от него осталась лишь герметизация щелей и дыхательная труба на башню.

Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, Во время операции «Барбаросса», когда форсировали р. Южный Буг надалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го танковый полк. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.
Также, в 1941 году PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием кавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра. Река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину. Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя.
После этого машина использовалась вермахтом как обычный танк.


Немного информации о танках и процессе погружения:
В танках не было предусмотренно никаких специальных приспособлений для открытия огня под водой. Маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались герметиком на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так, что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.
Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым были также снабжены все наземные танки.
Радиостанция плавающих "троек" была снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имел специальный крючёк для радиостанции. По поплавку и мачте радиостанции легко техникам и координаторам можно легко было проследить траекторию подводного продвижения танка.

Процедура погружения, в которой принимали участие все пять членов экипажа, занимала в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.
В течении всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке.
При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед тем, как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпусе танка.

@темы: и не только