05.05.2010 в 18:36
Пишет TrashTank:Открытие памятника генералу Лизюкову и семи неизвестным воинам прошло в Воронеже 5 мая.
читать дальшеРовно год назад здесь состоялось перезахоронение останков солдат, погибших в 1942 году в Рамонском районе. Там установлена памятная плита с надписью: «Здесь покоятся останки генерала А.И. Лизюкова и семи неизвестных воинов, погибших в июле 1942 года при защите города Воронежа».Теперь на месте могилы – памятник. На его открытие приехали родственники генерала из Беларуссии. В церемонии также приняли участие ветераны Великой Отечественной, представители органов власти, курсанты военных вузов, ученики 42 школы - теперь она носит имя генерала.
Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года в городе Гомеле в семье сельского учителя. Русский. Родной брат Героя Советского Союза Петра Ильича Лизюкова и командира партизанского отряда Евгения Ильича Лизюкова.
Окончил 6 классов гимназии в Гомеле в 1918 году. После того как части Красной Армии вошли в город, добровольно вступил в ряды Красной Армии 7 апреля 1919 года. Окончил Смоленские артиллерийские курсы комсостава в Москве в ноябре 1919 года и был назначен в 58-ю стрелковую дивизию 12-й армии Юго-Западного фронта на должность командира артиллерийского взвода. В июле 1920 года получил назначение командиром 11-й маршевой батареи 7-й стрелковой дивизии, а в сентябре 1920 года назначен начальником артиллерии бронепоезда «Коммунар» № 56. Участвовал в боевых действиях по ликвидации белополяков в бывшей Киевской губернии и в подавлении Тамбовского восстания.
В сентябре 1921 года командирован в Ленинград — в Высшую автобронетанковую школу, которую окончил в сентябре 1923 года.
сентября 1923 года — заместитель командира бронепоезда № 12 «Имени Троцкого» 5-й Краснознамённой армии на Дальнем Востоке, затем командовал бронепоездом № 164 и служил на бронепоезде № 24.
В сентябре 1924 года зачислен в Военную академию им. М. В. Фрунзе, которую окончил в июле 1927 года. Писал статьи и брошюры на военно-техническую тематику. Участвовал в выпуске журнала «Красные зори», писал стихи.
По окончанию академии по сентябрь 1928 года преподавал на бронетанковых курсах в Ленинграде (КУКС), затем по декабрь 1929 года — помощник учебной части этих же курсов, преподаватель тактики факультета моторизации и механизации Военно-технической Академии РККА им. Дзержинского.
С декабря 1931 года работал в отделе военно-технической пропаганды технического штаба начальника вооружения РККА заместителем начальника 1-го сектора (редакционного издательства). С января 1933 года — командир 3-го отдельного танкового батальона в бригаде им. К. Б. Калиновского (г. Наро-Фоминск, Московский военный округ).
С июня 1934 года формировал и командовал отдельным тяжёлым танковым полком, а с марта 1936 года в звании полковника — 6-й отдельной тяжёлой танковой бригадой им. С. М. Кирова (Слуцк, Ленинградский военный округ), имевшей на вооружении танки Т-28 и Т-35. Здесь же служил позднее ставший генерал-майором танковых войск В. А. Опарин, который положительно отзывался о деятельности А. И. Лизюкова на этой должности.
За успехи в боевой подготовке комбриг А. И. Лизюков был награждён орденом Ленина. Осенью 1935 года был направлен во Францию в составе советской делегации военных наблюдателей на манёврах французской армии.
Однако 8 февраля 1938 года был арестован НКВД ЛенВО по обвинению в участии в антисоветском заговоре бывшего начальника Автобронетанкового управления РККА — Халепского И. А. (арестован в 1937 году), исключён из партии и уволен из рядов РККА. На допросах под истязаниями из него были выбиты «добровольные» показания, в частности и о том, что Лизюков «собирался совершить террористический акт в отношении наркома Ворошилова и других руководителей ВКП(б) и советского правительства путём наезда танка на Мавзолей во время одного из парадов». 22 месяца (из них около 17-ти месяцев — в одиночной камере) содержался в тюрьме УГБ НКВД ЛО до 3 декабря 1939 года, когда приговором военного трибунала ЛенВО был оправдан.[2]
На второй день после начала Великой Отечественной войны полковник Лизюков А. И. выехал из Москвы на фронт. Прибыв 26 июня 1941 года в белорусский город Борисов, А. И. Лизюков был назначен начальником штаба обороны города (по 8 июля 1941 года). Заместитель командира 36-й танковой дивизии.
Во время Смоленского сражения — комендант переправы через Днепр в районе Соловьёво-Ратчино. Сводный отряд под командованием полковника А. И. Лизюкова успешно оборонял жизненно важные для окружённых 16-й и 20-й армий переправы через Днепр и Березину.
В 1940 году А. И. Лизюков был назначен преподавателем Военной академии механизации и моторизации РККА.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» полковнику Лизюкову Александру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вместе с А. И. Лизюковым в обороне переправ принимал участие его 16-летний сын Юрий, который был удостоен медали «За отвагу».
В августе 1941 года А. И. Лизюков принял командование 1-й Московской мотострелковой дивизией. Части этого соединения держали оборону по реке Вопь северо-восточнее города Ярцево. В начале сентября 1941 года дивизия А. И. Лизюкова оттеснила немцев с восточного берега реки, форсировала эту водную преграду и закрепилась на плацдарме. Дивизия удерживала плацдарм в течение всего сентября и приковала к себе значительные силы противника. За эту стойкость героическое соединение было преобразовано Ставкой в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию.
21 октября 1941 года к Наро-Фоминску подошли части 4-й армии группы армий «Центр» и на следующий день захватили западную часть города. Дальнейшее продвижение на этом участке было остановлено на рубеже реки Нары 1-ой гвардейской мотострелковой дивизией 33-й армии Западного фронта, усиленной 5-й танковой бригадой подполковника М. Г. Сахно.
10 января 1942 года полковнику Лизюкову А. И. присвоено воинское звание генерал-майор, и он назначен командиром 2-го гвардейского стрелкового корпуса, а в июне 1942 года — командующим 5-й танковой армией.
Во время Воронежско-Ворошиловградской операции 1942 года 5-ю танковую армию А. И. Лизюкова использовали для контрудара по флангу и тылу группировки немецких войск, наступавших на Воронеж. На усиление 5-й танковой армии Ставка ВГК дополнительно направила с Калининского фронта 7-й танковый корпус П. А. Ротмистрова.
Завершив сосредоточение к югу от Ельца, соединения 5-й танковой армии вступили в бой, выполняя директиву, обязывающую «ударом в общем направлении Землянск, Хохол (35 км юго-западнее Воронежа) перехватить коммуникации танковой группировки противника, прорвавшейся к реке Дон на Воронеж; действиями по тылам этой группы сорвать её переправу через Дон».
Как это обычно происходит при спешно организуемых контрударах, армия А. И. Лизюкова вступила в бой по частям. Первым 6 июля пошёл в бой 7-й танковый корпус, потом 11-й танковый корпус (8 июля) и, наконец, 2-й танковый корпус (10 июля). Корпуса вступали в бой, не имея возможности провести разведку, полностью сосредоточиться. Контрудар 5-й танковой армии строился на изначально неверном предположении о том, что наступающие немецкие танковые корпуса будут далее двигаться через Дон и Воронеж на восток.
Такой задачи у них не было: 5 июля армейской группе «Вейхс» было приказано высвобождать подвижные соединения 4-й танковой армии в районе Воронежа и двигать их на юг согласно плану «Блау». Соответственно вместо характерного для наступления растягивающего фланги движения вперёд они остановились перед Доном на плацдарме у Воронежа и заняли оборону перед наступающими советскими войсками.
Всё, что армия А. И. Лизюкова с могла в этой ситуации сделать - это максимально задержать смену танковых соединений на пехотные.
15 июля директивой Ставки ВГК 5-я танковая армия была расформирована, а А. И. Лизюков назначен командиром 2-го танкового корпуса.
23 июля 1942 года у А. И. Лизюкова состоялся тяжёлый разговор с командующим оперативной группы, заместителем командующего Брянским фронтом генерал-лейтенантом Н. Е. Чибисовым по поводу 148-й танковой бригады, ушедшей в бой накануне в направлении села Медвежье, и с которой была потеряна связь. По свидетельству корреспондента «Комсомольской правды» А. Кривицкого, в этом разговоре Чибисов публично обвинил А. И. Лизюков в трусости.
25 июля 1942 года А. И. Лизюков получил от Чибисова приказ прорваться к окружённой 148-й танковой бригаде. Выполняя приказ, А. И. Лизюков сам сел в танк KB и повёл подразделение в атаку, намереваясь пробить брешь в обороне противника у села Сухая Верейка и вывести бригаду из окружения. По свидетельству единственного выжившего механика-водителя, KB А. И. Лизюкова был подбит, а он сам погиб.
С тех пор живым его не видели. Говорили, что генерал был сражен пулей или осколком, когда вылезал из подбитого танка... Долгое время Лизюков официально считался пропавшим без вести. Даже ходили слухи, что он попал в плен.
Согласно архивным документам генерал-майор Александр Ильич Лизюков признан погибшим в бою 25 июля 1942 года близ села Медвежье Семилукского района Воронежской области.
В послевоенные годы, родственники (особенно жена) пытались прояснить судьбу Лизюкова, но тщетно. Только в 2008 году журналисты телеканала НТВ инициировали журналистское расследование — к ним в руки попало письмо личного водителя Лизюкова (погиб в 1944 году), где он описывал точное место захоронения Лизюкова, в котором лично принимал участие. Письмо было передано для ознакомления поисковикам, и действительно, в указанной местности (окрестности села Лебяжье, Воронежская область) было найдена братская могила времён войны. Для сравнения анализов ДНК, из Белоруссии был приглашён внучатый племянник Лизюкова — Иван Афанасьев. Несмотря на усилия экспертов, генетический анализ не дал однозначного ответа. Но косвенные причины (компьютерное совмещение найденного черепа и многочисленных прижизненных фотографий генерала) указывают на то, что найденные останки принадлежат именно генералу Лизюкову.
В апреле 2008 года воронежское поисковое объединение «Дон» объявило о том, что найдены останки генерала у церкви в Лебяжьем. В июле 2008 года близ села Лебяжье в Рамонском районе Воронежской области установлена мемориальная доска с утверждением, что именно на этом месте погиб А. И. Лизюков.
Родственники пожелали, чтобы Александра Ильича похоронили в Воронеже, недалеко от места его гибели. 7 мая 2009 года останки А. И. Лизюкова были перезахоронены в Аллее Славы мемориального кладбища Воронежа.
Кто из нас не видел в детстве мультик "Котенок с улицы Лизюкова"? И кто знал, что это А.И. Лизюков первым возглавил 5-ю ТА, которую затем перенял командир 7-го тк П.А. Ротмистров вместе с ее тяжелой кармой нанесения могучих танковых ударов - в июле 1942-го, июле 1943-го, феврале и июне 1944-го...
URL записи
Командир 1-й гвардейской мотострелковой дивизии полковник А.И. Лизюков беседует с танкистами. Зима 1941 года...