30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Боевые действия шли на довольно широком фронте: от побережья Финского залива до Мурманска.
Наиболее тяжелыми и кровопролитными были бои на Карельском перешейке, территория которого сплошь покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение танков только по дорогам и просекам. Множество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, незамерзающие озера, валуны - все это представляло для танков естественные труднопроходимые препятствия.
Дорог было мало, движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939-1940 годов с морозами, достигавшими в середине января температуры минус 45°С, и почти метровым снежным покровом создавала дополнительные трудности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ Естественные препятствия были усилены финнами, создавшими систему мощных укреплений, известную под названием «линия Маннергейма». Она состояла из полосы заграждений (предполья), главной и второй оборонительных полос и большого числа отдельных позиций и узлов обороны.
«Линия Маннергейма» имела множество мощных железобетонных дотов и противотанковых инженерных заграждений: надолбов, эскарпов, противотанковых рвов, «волчьих ям» и минных полей. Все это прикрывала хорошо продуманная система артиллерийского и пулеметного огня.
Двадцатая танковая
Именно здесь, в полосе 7-й армии, наносившей главный удар, и действовала 20-я тяжелая танковая бригада им. Кирова, укомплектованная танками Т-28 и переброшенная из г. Слуцка Белорусского военного округа на Карельский перешеек. Здесь в бригаду влилось до 50% приписного состава.
(Первый день войны: танкисты 20-й тяжелой танковой бригады получают боевую задачу. 30 ноября 1939 г.)
В результате к началу военных действий танковые батальоны оказались хорошо подготовленными к боям. Техническое состояние машин также было очень хорошим, но при этом не хватало ремонтных мастерских и практически отсутствовали эвакуационные средства (всего четыре трактора «Коминтерн» на всю бригаду).
Под Корвалой
29 ноября 1939 года бригада была придана 19-му стрелковому корпусу с задачей: ударом в направлении Ахи-Ярви - Кирка Кивенапа разгромить финские части и не допустить их отхода в северо-западном направлении. 30 ноября бригада перешла границу вместе со стрелковыми частями. На следующий день по приказу командира корпуса для поддержки 68-го стрелкового полка в районе Корвалы была выделена 2-я танковая рота 95-го танкового батальона. Командовал ею молодой, энергичный лейтенант Хохлов. Зная, что дороги заминированы, он повел роту лесом, по азимуту. Танки, легко ломая деревья, двигались по лесу и подошли к Корвале уже в сумерках. На одной из высот была обнаружена наша пехота, залегшая под огнем финнов. Быстро сориентировавшись, Хохлов повел танки в атаку, и противник в панике бежал. Танкисты подоспели вовремя: оказалось, что наш стрелковый батальон попал в засаду и был окружен противником. Рота Хохлова преследовала отступавших финнов, которые из-за внезапности атаки не успели взорвать мост и заминировать дорогу.
Но на Выборгском шоссе их сопротивление носило уже более организованный характер. Мост через реку Линтульи-иоки взлетел на воздух буквально перед носом у советских танкистов. Одновременно с другого берега ударили вражеские орудия и пулеметы. Хохлов отвел танки в лес и организовал разведку.
(Командир 20-й тяжелой танковой бригады комбриг Семен Васильевич Борзилов (1893–1941 гг.), фото 1940 года.
С 4 июня 1940 года – генерал-майор танковых войск, командир 7-й танковой дивизии 6-го мехкорпуса, затем
начальник АБТ0 51 – й армии. Погиб 28 сентября 1941 года в бою под Перекопом, поднимая бойцов в атаку.)
Взятие Кирки Кивенапы
Противник отошел к узлу сопротивления Кирка Кивенапа. Его преследовал 95-й танковый батальон, в авангарде которого двигалась рота Хохлова с пехотой на броне. Машины шли в темноте, без огней, с ходу преодолевая встречающиеся противотанковые рвы. У Тиртулы по батальону открыла огонь финская артиллерия.
(Танк Т-28 на марше. Северо-Западный фронт, январь 1940 года.
Это машина выпуска 1938 года с пушкой Л-10 и поручневой антенной.)
Однако финны имели преимущество, действуя на своей территории, которую они хорошо знали и где заранее пристреляли все подступы к огневым точкам. В это время на левом фланге по противнику нанес удар 90-й танковый батальон капитана Ушакова. Финские части, не выдержав одновременного удара двух танковых батальонов, в спешке отошли. Кирка Кивенапа - мощный опорный узел - была захвачена. При этом подбили четыре Т-28 90-го танкового батальона и два Т-28 95-го.
(Один из Т-28 90-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, подбитый в бою 18 декабря 1939
года и оставленный на территории противника. Снимок сделан после прорыва обороны в феврале 1940
года. 0 накале боев свидетельствуют начисто срубленные пулями и осколками ветви деревьев.)
На высоте 65,5
20 декабря 1939 года 20-я тяжелая танковая бригада была выведена в тыл, где до 1 февраля 1940 года занималась ремонтом материальной части, боевой подготовкой и получала пополнение. В частности, активно проводились занятия по преодолению надолб, сбросу фашин с танков, обучению взаимодействия с пехотой и т.д. 2-10 февраля 1940 года танки Т-28 действовали в составе блокировочных групп по уничтожению финских дотов, а также производили разведку боем. Особая активность была проявлена на участке Хотиненского укрепрайона. Несмотря на большие потери, здесь удалось не только разрушить всю систему обороны финнов, но и отвлечь дополнительные силы из района высоты 65,5, что облегчило прорыв укрепленной полосы врага на этом участке.
(Танк Т-28 91 – го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, подбитый
в декабрьских боях 1939 года. Район высоты 65,5, февраль 1940 года.)
При уточнении вопросов взаимодействия Хараборкин предложил пехотинцам засучить правый рукав маскхалата, чтобы танкисты могли отличать наших бойцов от финнов. Кроме того, было решено обозначить синими флажками те стрелковые подразделения, которые находились ближе всего к противнику. Таким образом, синий флажок означал, что перед данным подразделением своей пехоты больше нет и танкам можно открывать огонь.
К окончанию артподготовки рота Хараборкина приблизилась к первым надолбам и по проходам, проделанным в них саперами, преодолела препятствие. Затем с ходу была взята вторая линия, в которой не было проходов. Некоторые машины расстреливали надолбы из пушек. Другие, включая танк Хараборкина, прошли по верхам. За надолбами оказался противотанковый ров.
(Противотанковые препятствия на «линии Маннергейма» – противотанковый эскарп, внизу гранитные надолбы в 4 ряда.)
На следующий день, 12 февраля, комбриг Борзилов перебросил 95-й танковый батальон в район высоты 65,5. Прорыв расширили и углубили, и к вечеру 13 февраля 1940 года на этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была полностью прорвана.
(Георгий Филимонович Хараборкин - Герой Советского Союза, участник советско-
финляндской войны и Великой Отечественной войны, командир танкового батальона.)
Эффективные методы
16-27 февраля бригада во взаимодействии со 123-й стрелковой дивизией вела бои за овладение станцией Хонкониеми и населенными пунктами Кусисто и Юкола. В этих боях особенно хорошо проявил себя 95-й танковый батальон. Его машины продвигались не по дорогам, а лесными дебрями, где противник не мог протащить противотанковые орудия, а наши танки свободно прокладывали дорогу, ведя за собой пехоту.
«Вообще, условия такие, что весь личный состав заслуживает одобрения и награды за мужество. Живут на снегу, под обстрелом, не жалуются и сохраняют прекрасный боевой дух»,-докладывал в штаб фронта военком бригады Кулик, находившийся все это время в боевых порядках. 20-я тяжелая танковая бригада благодаря умелому и энергичному руководству была подготовлена к боевым действиям лучше других танковых частей. Ее командование сумело организовать хорошую координацию действий с другими родами войск.
Взаимодействие танков с артиллерией и пехотой осуществлялось методом совмещения командных пунктов танковых, артиллерийских и пехотных командиров. На КП устанавливались дополнительные приемники, настроенные на частоту танковых радиостанций. Этот метод дал положительные результаты, поскольку удавалось своевременно реагировать на заявки танкистов о подавлении артогня противника, а командование было в курсе боевой обстановки.
Для управления танками во время боя командиры подразделений активно использовали радио. Переговоры осуществлялись с помощью закодированной условными сигналами таблицы, составленной из часто используемых в бою фраз и обозначений (например, танки назывались конями, пехота - винтовками, горючее - водой и т.д.). Хорошо было налажено и снабжение бригады: танковые батальоны, по нескольку дней находясь в боях, не имели перебоев в получении всего необходимого, несмотря на загруженность дорог в тылу.
Проверку выдержали
В ходе боевых действий на Карельском перешейке танки Т-28 использовались в полном смысле по прямому назначению: для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. И несмотря на то что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х годов, они проявили себя самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости: на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия.
(Командир 20-й тяжелой танковой бригады комбриг Борзилов (крайний слева)
поздравляет своих танкистов, награжденных орденами и медалями.)