В конце октября 1932 года Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве нового трёхбашенного танка, повторяющего общую компоновку британского среднего танка A6, более известного как «Виккерс 16-тонный». Для организации производства Т-28 был выбран ленинградский завод «Красный путиловец» (бывший Путиловский, впоследствии - Кировский).
Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая они прошли в составе парада по московской Красной площади. Правда, после парада танки отправились обратно на завод для доработки.
12 декабря 1935 года в составе АТБВ РККА появились отдельные тяжелые танковые бригады из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались: 1-я ттбр – Белорусский военный округ (г.Смоленск), 4-я ттбр – Киевский военный округ (г.Киев), 5-я ттбр – Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ттбр имени С.М.Кирова – Ленинградский военный округ (г.Слуцк). Причем, в 5-й кроме Т-28 были и пятибашенные тяжелые танки Т-35.
Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. В них принимало участие 15 танков. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах – 52 машины 1-й ттбр во время учений БВО 8-17 октября 1936 года.
читать дальше«Расчет боевого экипажа танка Т-28» по состоянию на январь 1936 года включал в себя шесть человек в экипаже и два - вне танка:
«Командир танка (лейтенант) – помещается в главной башне №1 справа от орудия у перископа. Ведет огонь из ДТ, заряжает при помощи радиста орудие, командует танком.
Техник танковый младший (воентехник 2 ранга) – помещается в передней части танка в отделении управления. Непосредственно управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние. Вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и моториста.
Механик-водитель (старшина) – помещается в башне №2, ведет огонь из пулемета, обеспечивает уход за мотором.
Командир артиллерийской башни (младший командир взвода) – помещается в башне № 1 слева, ведет огонь из 76 мм орудия. Отвечает за состояние вооружения танка. Вне боя руководит подготовкой пулеметчиков.
Командир пулеметной башни №3 (отделенный командир) – помещается в башне №3, ведет огонь из пулемета. Обеспечивает уход за ходовой частью танка.
Радиотелеграфист (отделенный командир) – помещается в башне №1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие.
Механик-водитель младший (младший командир взвода) – находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход, чистку и смазку трансмиссии и ходовой части в предбоевой обстановке и после боя.
Моторист (младший технический состав) – находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку».
По состоянию на 1 января 1938 года в РККА имелось 262 танка Т-28.
В 1939 году отдельные тяжёлые танковые бригады РГК были переведены на новую организационно-штатную структуру, и им присвоили новые войсковые номера/
5-я ттбр стала 14-й, 4-я ттбр – 10-й, 1-я ттбр – 21-й, а 6-я ттбр – 20-й им.Кирова. В сентябре 1939 года 10-я (98 танков Т-28) и 21-я (105 танков Т-28) ттбр участвовали в «освободительном походе»в Польшу в составе Украинского и Белорусского фронтов соответственно.
Столкновений с войсками противника практически не было, бригады прошли по 350-400 км, при этом танки Т-28 показали себя с самой лучшей стороны. Но в конце ноября их ждало более серьезное испытание – война с Финляндией.
20-я тяжелая танковая бригада имени Кирова в октябре 1939 года была пополнена запасниками (50% приписного состава) до штата военного времени. При этом имелся большой некомплект ремонтных мастерских и практически отсутствовали эвакуационные средства (всего 4 трактора «Коминтерн» на всю бригаду).
К началу боевых действий в бригаду входили: управление бригады, 90-й, 91-й и 95-й танковые батальоны, 301-й автобат, 256-й рвб, 302-я химическая рота, 215-я разведрота, 57-я рота связи, 45-я зенитно-пулеметная рота (12 счетверенных зенитных пулеметов Максима на автомобилях), 38-я саперная рота, всего – 2926 человек, 145 танков (Т-28 – 105, БХМ-3 – 11, БТ-5 – 8, БТ-7 – 21), 20 бронеавтомобилей (БА-6 – 5, БА-20 – 15), 34 легковых и 278 грузовых машин, 16 мотоциклов. В соединении был один именной танк - "Андрей Жданов", выпуска 1935 года.
19-й стрелковый корпус комдива Старикова (24, 138, 70-я стрелковые дивизии) при поддержке 20-й танковой бригады комбрига Борзилова наступал на Выборг.
Утром 2 декабря основные силы 90 и 95-го тб вышли к опорному пункту противника в монастыре Линтула. Танки, перейдя вброд реку Линтульи-йоки, разбили несколько ДЗОТ и вышли противнику в тыл, чем решили исход боя. Финны отошли к узлу сопротивления Кирка Кивенапа. Их преследовал 95-й тб, в авангарде которого двигалась 2-я танковая рота лейтенанта Хохлова с посаженной на танки пехотой.
У Тиртулы по батальону открыла огонь финская артиллерия. Рота Хохлова, выгрузив пехоту, открыла ответный огонь. В это время на левом фланге нанес удар 90-й тб капитана Ушакова. Части противника, не выдержав одновременного удара двух танковых батальонов, в спешке отошли. Кирка Кивенапа – сильный опорный узел финнов, была захвачена только танками 20-й тбр. В этом ночном бою было подбито 4 Т-28 90-го тб и 2 Т-28 95-го тб.
Старший политрук Н.М. Брагин, Герой Советского Союза (посмертно), проводит политинформацию среди танкистов 90-го танкового батальона.
9 декабря танковый взвод 91-го тб под командованием лейтенанта Груздева (три Т-28) был выделен для поддержки частей полковника Лазаренко. Взвод действовал вдоль Финского залива в направлении станции Ино. За три дня танкисты 11 раз ходили в атаку, оказав пехоте большую помощь.
13 декабря у Конгаспелто танки подошли к главной полосе укреплений «линии Маннергейма». Внезапным артиллерийским огнем машина командира взвода была подбита, но экипаж В. Груздева в течение 40 минут продолжал вести огонь с места по финским огневым точкам.
При подходе своей наступающей пехоты танкисты решили помочь ей и, включив дымовые приборы, покинули танк через нижний люк и открыли огонь из двух пулеметов. Но дымовая завеса оказалась слабой и ответным огнем финских снайперов были убиты Груздев, Волк и Лобастев, ранен Ларченко. Оставшиеся в живых ползком отошли к своей пехоте, забрав с собой раненого.
Герой Советского Союза (посмертно), лейтенант Василий Григорьевич Груздев.
Второй танк также был подбит. Машина загорелась, но хода не потеряла. Экипаж запустил мотор на малые обороты и направил танк в сторону своих, а сами шли перед ним, прикрываясь его корпусом от обстрела.
Экипаж третьей машины Т. Ковтунова, пытался помочь своим товарищам, но его танк при маневрировании подорвался на мине, а потом был расстрелян артиллерией. За героические действия весь состав взвода был награжден орденами и медалями, а экипажу Груздева присвоили звание Героев Советского Союза (Груздев, Волк и Лобастев получили это звание посмертно).
Выжившие члены экипажа Груздева у своего танка. Слева направо: воентехник 2-го ранга Коваль, командир башни Луппов, радист Симонян.
В это время основные силы 20-й тбр сосредоточились в районе Бобошино. Здесь все танки бригады были перекрашены в белый цвет.
17 декабря командование 50-го ск (123 и 138-й сд) при атаке укрепленных узлов Хотинен и высоты 65,5 двинуло вперед пехоту 123-й сд при поддержке 91-го тб 20-й бригады. Пехота, не имевшая опыта взаимодействия с танками, была от них отсечена, понесла большие потери и залегла, а частично бежала на исходные позиции. 91-й тб прорвался вглубь обороны противника на 450-500 м, попал под сильный артогонь и отошел на исходные позиции.
Комлев Степан Петрович, командир роты 91 танкового батальона. Герой Советского Союза.
После боя 17 декабря 91-й тб потерял убитыми 7 человек, ранено 22, в том числе и комбат майор Дроздов, пропало без вести 16, в том числе и комиссар батальона Дубовский. Из 21 танка Т-28, высланного в атаку, боеспособно 5 машин, 2 сданы на СПАМ, 4 машины сгорели на поле боя, 1 перевернулась в противотанковом рву, 1 пропала без вести. Остальная матчасть требует ремонта.
Герой Советского Союза техник 90 танкового батальона Н. Естратов у своего танка.
18 декабря 90-й тб поддерживал 138-ю сд при атаке укрепрайона Хоттинен-Турта. И вновь пехота была отсечена от танков, а танки, успешно продвинувшись в до 1,5 км, были обстреляны артогнем ДОТ и минометами из глубины обороны противника. При отходе из леса батальон понес потери: 3 машины сгорело (в т.ч. командира батальона капитана Янова), 2 подбиты и брошены (в т.ч. командира 2-й роты лейтенанта Черных), машина командира взвода 2-й роты старшего лейтенанта Тарарушкина пропала без вести.
Примерно в это же время в состав 20-й тбр была включена рота тяжелых танков: КВ, CMK и Т-100, прибывшие для испытаний во фронтовых условиях.
Раздача подарков, присланных рабочими Кировского завода танкистам 20-й танковой бригады.
19 декабря в 12:00 была произведена новая атака 90-го тб и 138-й сд на Хотинен, а 91-го тб и 123-й сд – на высоту 65,5. На этот раз атаке предшествовала артиллерийская подготовка. К 14:00 90-й тб капитана Янова ротой Т-28 и ротой тяжелых танков вышел к лесу в 1,5 км северо-восточнее Турта, пройдя на этом участке всю линию укреплений и фактически выполнив задачу по прорыву укрепрайона. Две другие роты батальона в это время вели бой в глубине обороны, обстреливая ДОТ и прикрывая пехоту, а 95-й тб начал атаку с фронта.
Танки 91-го тб в одиночку вели бой в глубине финской обороны. Финны подтянули ПТО и их огнем, а также бутылками с бензином начали поджигать танки. К 17:00 по приказу командира бригады остатки батальона отошли на исходные позиции. В этом бою погиб комбат капитан Янов. Атака 91-го тб также захлебнулась из-за пассивности своей пехоты. За день бригада потеряла 29 танков Т-28.
2-10 февраля 1940 года танки Т-28 действовали в составе блокировочных групп по уничтожению финских ДОТ, а также производили разведку боем, особенно активно действуя на участке Хотиненского укрепрайона. Здесь удалось не только разрушить всю систему обороны финнов, но и отвлечь дополнительные силы из района высоты 65,5, что облегчило прорыв их укрепленной полосы на этом участке.
Танки 20-й ттбр в районе высоты 65,5. Февраль 1940 года.
11 февраля 1940 года 91-й тб капитана Яковлева, поддерживая части 123-й сд, после полуторачасовой артподготовки начал штурм высоты 65,5. Особенно успешно действовала головная рота батальона под командованием старшего лейтенанта Хараборкина.
Хараборкин Георгий Филимонович, старший лейтенант, командир танковой роты. Герой Советского Союза.
К моменту окончания артподготовки рота подошла к первым надолбам и по проходам, проделанным в них саперами, преодолела их. Затем с ходу была преодолена вторая линия надолбов, в которой не было проходов, и противотанковый ров. Затем, развернувшись, танки завязали бой с ДОТами, сдерживавшими наступление пехоты. Пользуясь поддержкой танков, пехота стрелового батальона под командованием капитана Сороки перебралась через ров и пошла на штурм. К вечеру 11 февраля высота 65,5 была взята. Рота потеряла 4 танка Т-28. Старшему лейтенанту Хараборкину присвоено звание Героя Советского Союза.
12 февраля комбриг Борзилов перебросил в район высоты 65,5 95-й тб, с помощью которого прорыв был расширен и углублен, и к вечеру 13 февраля 1940 года на этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была полностью прорвана.
Комбриг Борзилов (крайний слева) поздравляет своих танкистов.
16-27 февраля бригада во взаимодействии со 123-й сд вела бои за овладение станцией Хонкониеми, населенными пунктами Кусисто и Юкола. Здесь хорошо проявил себя 95-й тб капитана Стрельмаха. Батальон действовал не по дорогам, а лесными дебрями. Противник не мог в данной местности протащить свои ПТО, а танки свободно прокладывали себе дорогу, ведя за собой пехоту.
Егоров Константин Александрович, командир взвода 95-го тб. Герой Советского Союза (посмертно).
29 февраля 91-й тб завязал бои за станцию Перо. Финны пытались контратаковать при поддержке 7 танков «Виккерс». Первый танк был подбит нашей артиллерией и забросан гранатами. Второй, наскочив на пень, застрял и был захвачен целым. Три «Виккерса» были расстреляны подошедшей танковой ротой капитана Архипова. Лишь двум финским танкам удалось уйти. К вечеру того же дня станция Перо была взята.
1 марта 91-й тб овладел районом Перо-инсункюля и высотой 30,6, захватив там батарею 76,2-мм орудий, радиостанцию, более 100 лошадей и разгромив штаб пехотной дивизии.
3-7 марта бригада во взаимодействии со 123-й сд вела бои за высоты 13,7 и 88,0, преодолевая при этом надолбы, минные поля и зону затопления. 7 марта во время атаки высоты 13,7, когда пехота залегла, лейтенанты Яник, Копытов, а также военком 90-го тб старший политрук Брагин, вышли из танков, вернулись к пехоте и подняли ее в атаку, обеспечив этим захват высоты 13,7. Всем троим было присвоено звание Героев Советского Союза (Брагину – посмертно).
8 марта 91-й тб занял станцию и населенный пункт Тали, а к 12 марта батальоны бригады, развивая успех, вышли на рубеж высота 43,3 и озеро восточнее Портинхайка.
Танки 20-й тяжелой танковой бригады на марше.
20-я танковая сыграла наиболее активную, если не решающую роль в прорыве «линии Маннергейма». Потери бригады в личном составе за все время боев составили: убитыми – 169, ранеными – 338, пропавшими без вести – 57 человек.
Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной. Во время боевых действий на Карельском перешейке было подбито артогнем - 155 машин, 77 подорвалось на минах, 30 сгорело, 21 утонула в реках и болотах, 197 вышло из строя по техническим причинам, 2 были захвачены финнами и было получено с Кировского завода новых танков 67 штук.
Из 482 потерянных Т-28 в ходе боев было восстановлено 386 – 80%. Каждый участвовавший в войне Т-28 восстанавливался как минимум 2 раза (некоторые машины до 5 раз!) и снова шел в бой. Из общего числа потерь безвозвратные составили всего 32 танка – то есть всего около 7%.
Жители Ленинграда приветствуют танкистов 20-й танковой бригады.
В ходе боев некоторые Т-28 были частично экранированы – дополнительными броневыми листами защищались передний лобовой лист, щиток механика-водителя, малые башни, передняя часть большой башни. Эта работа началась с 1 января 1940 года.
Экранированные танки ушли в войска только 26 февраля, причем они имели частичную экранировку – дополнительной 25-30 мм броней защищались башни и лобовая часть корпуса.
Схема экранировка танка Т-28 с пушкой Л-10 (выпуска 1939 года).
Участие экранированных машин в боях показало, что их лобовая броня не пробивается 37-40 мм ПТО. Но противник через несколько дней учел это обстоятельство и стал вести огонь по незащищенным экранировкой местам.
В середине февраля 1940 года Кировский завод получил дополнительный заказ на усиление бронирования Т-28. На них предполагалось провести полную экранировку. Несмотря на ударный темп работ, большая часть полностью экранированных Т-28 покинула заводские цеха уже после окончания войны.
28 мая 1940 года было принято постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 885-ЗЗ0сс, в котором говорилось: «На Кировском заводе производство танков Т-28 (изготовление, ремонт, производство запасных частей и т.д.) полностью прекратить с 1 июня 1940 года».
Всего за 1940 год Кировский завод произвел: полную экранировку – на 103 Т-28, частичную – на 8 (18 ранее частично экранированных танков в течении июня 1940 года были заэкранированы полностью).
Экранированные танки Т-28 на параде в Москве 7 ноября 1940 года.
Указом президиума Верховного Совета СССР в апреле 1940 года 20-я тяжелая танковая бригада была награждена орденом Боевого Красного Знамени, 613 человек получили ордена и медали, из них: Золотая звезда Героя Советского Союза – 21, орден Ленина – 14, орден Боевого Красного Знамени – 97, орден Красной звезды – 189.
текст
фото
Трёхбашенные "монстры" в Зимней войне
В конце октября 1932 года Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве нового трёхбашенного танка, повторяющего общую компоновку британского среднего танка A6, более известного как «Виккерс 16-тонный». Для организации производства Т-28 был выбран ленинградский завод «Красный путиловец» (бывший Путиловский, впоследствии - Кировский).
Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая они прошли в составе парада по московской Красной площади. Правда, после парада танки отправились обратно на завод для доработки.
12 декабря 1935 года в составе АТБВ РККА появились отдельные тяжелые танковые бригады из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались: 1-я ттбр – Белорусский военный округ (г.Смоленск), 4-я ттбр – Киевский военный округ (г.Киев), 5-я ттбр – Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ттбр имени С.М.Кирова – Ленинградский военный округ (г.Слуцк). Причем, в 5-й кроме Т-28 были и пятибашенные тяжелые танки Т-35.
Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. В них принимало участие 15 танков. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах – 52 машины 1-й ттбр во время учений БВО 8-17 октября 1936 года.
читать дальше
Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая они прошли в составе парада по московской Красной площади. Правда, после парада танки отправились обратно на завод для доработки.
12 декабря 1935 года в составе АТБВ РККА появились отдельные тяжелые танковые бригады из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались: 1-я ттбр – Белорусский военный округ (г.Смоленск), 4-я ттбр – Киевский военный округ (г.Киев), 5-я ттбр – Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ттбр имени С.М.Кирова – Ленинградский военный округ (г.Слуцк). Причем, в 5-й кроме Т-28 были и пятибашенные тяжелые танки Т-35.
Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. В них принимало участие 15 танков. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах – 52 машины 1-й ттбр во время учений БВО 8-17 октября 1936 года.
читать дальше