"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

Итак, на пражской улице горит танк. Попробуем размотать немного эту историю и увидеть, как она перекликается с нашими днями.
читать дальше
Советский танк Т-54А с бортовым номером "212" стал одной из "звезд" для фотографов во время пражских событий.

Вот он давит

Как я понимаю, здание радиостанции было приоритетной целью советских войск и на улицах вокруг него развернулось противостояние танкистов с пражанами. Баррикады были на улице Виноградской, у характерного дома с полукруглым балконом на углу с ул.Итальянской. Вот они:

Наш 212-й судя по всему, давил именно эти баррикады. Вот их бренные останки:

Виден раскатанный 212-й танком автобус.
Танк к баррикадам подошел по ул.Итальянской. Вот его атакуют на этой улице:

См. характерный балкончик с овальными вырезами.
Вот место, где была баррикада в наши дни:

(С) В.Крестинин
Далее 212-й повернул с Итальянской и ломанулся по улице Виноградской дальше, к зданию радио, вот он едет к цели.

Пламя за башней танка - от горящего и перевернутого автобуса, сам 212-й еще жив и здоров:

Однако в какой-то момент танк оказывается подожжен брошенными в него "коктейлями Молотова".

Обращаю внимание на характерную деталь 212-го - одна бочка вместо двух на корме, труба ОПВТ там же, по этим деталям можно его опознать, когда номера не видно. Еще одной деталью является кабель/шланг от какой-то НЁХ, свисающий на лобовом листе танка, виден на фото спереди.
Танк не доехал до здания радио и свернул направо на ул. Балбинова, где догорал.

Вот путь 212-го на карте Праги:

Судя по всему, с экипажем ничего такого не произошло т.к. вскоре к месту действия с другой стороны, по Балбинова подъехали десантники.

Вот десантник с РПК рядом с еще горящим танком, как бы говоря "Давай, до свидания!" кому-то из местных

У радио на перекрестке Балбинова и Виноградской видимо творился какой-то адов писец, вот чехи пытаются остановить еще один танк, Т-55-ку с бортовым номером "6" с деревом наперевес:

Радио, как я понимаю, вскоре попало под контроль советских частей:

Десантники (с АКМСами) идут по Виноградской, радио справа от позиции фотографа, поворот на Балбинова - слева. На земле валяется дерево, которым пытались остановить "6-й".
Вот это место в наши дни, радио справа, от него торчит рубленный балкон в верхнем правом углу снимка:

Далее 54-ка была брошена на ул.Балбинова с демонтажом пулеметов и подверглась раскрашиванию и лазанию.


Приглядимся сейчас к зданию за танком, за тем местом, где он сгорел:

Видны характерные окна уступчиком. Пойдем на современную ул. Балбинова и посмотрим, что теперь в этом месте.

Название и адрес вебсайта заведения видны, можно даже сходить на neonclub.cz/ и насладится (осторожно, контент 18+, чьи-то чувства могут быть оскорблены). Называя вещи своими именами нынче там находится бордель.
Вот еще один снимок того же 212-го, на заднем плане другая сторона улицы:

Повернемся от борделя назад и увидим те же характерные лучики над окнами и узнаваемую дверь с небольшим навесиком над ней:

Надо сказать, 212-й нынче стал символом сопротивления, перед музеем на Вацлавской площади устраивают его косплей:

Косплей немного лоховский: бочки две, сам танк чешского, а не советского производства.
Так что любители кнедликов знали за что бились и жгли танки. Очень символично получилось, сожгли танк и завели на этом месте дом для утех, так сказать с

Я считаю, это прекрасное заведение должно быть украшено лозунгом "За нашу и вашу свободу".
Отсюда
P.S. "6-й" также потерял ход и был покинут экипажем:

В итоге операции "Дунай" 81-й гв. мсп потерял два танка сгоревшими (№6 и №212) и одного человека:
читать дальше«Как только первый БТР 2-го мотострелкового батальона 81-го гвардейского мотострелкового полка вышел на Вацловскую площадь, из окон Национального музея его начали обстреливать из пулеметов. Мотострелки открыли ответный огонь, что помогло колонне батальона продолжить выполнение боевой задачи. На этом провокации не закончились. Наиболее агрессивно настроенные молодчики бросались на танки и БТР, поджигали их и машины с боеприпасами, горючим и имуществом бутылками с горючей смесью.

БТР-152 81-го гв. мсп возвращается из Праги в Эберсвальде.
В перестрелке было ранено два наших солдата, подожжено два танка и две автомашины с боеприпасами. Толпа молодчиков, собравшаяся на Виноградской улице, ликовала содеянному. Но когда начали рваться снаряды на подожжённой машине, все разбежались кто куда. От рвавшихся снарядов гибли мирные люди.
Погиб Зарайский Евгений Иванович, 1947 года рождения, уроженец Калининской области, Максатинского района, д. Спирово, русский, сержант, командир стрелкового отделения. Он умер от ран 22 августа 1968 г. Похоронен у себя на Родине.
У радиоцентра на Вацлавской площади путь нам преградили баррикады из автомашин. Пришлось применить танки. В действие вступили мотострелки, экстремисты оказали яростное сопротивление. Многие из них погибли. Почти пять суток мы находились под огнём контрреволюционных сил. Потом сопротивление начало утихать. Очевидно, повлияло то, что армии Варшавского Договора прочно закрыли границу с ФРГ и полностью овладели обстановкой. Между личным составом наших войск и жителями Праги началось мирное общение».

Колонна БТР-40 154-го омсб на марше в направлении границы ЧССР и ПНР.
P.P.S. Чешские похождения 10-го отб 6-й гв. мсд 20-й гв. ОА ГСВГ
20 мая нас подняли по тревоге и вместе с прибывшим молодым пополнением наша часть была дислоцирована на стык границ ГДР, Польши и Чехословакии, в окрестности г.Гривице (ПНР). Стояли в большом лесном массиве, безлюдном месте около 3-х месяцев. В ночь на 21 августа получили приказ выдвинуться на восточную окраину Праги.

Комбат полковник А.Н. Алексеев проверяет состояние боевых машин перед маршем.
После марша, перед самой Прагой комбат Алексеев приказал заправить машины, залив горючее во внутренние баки и сбросить бочки, что в последствии спасло много машин от поджога их экстримистами. В Праге нашему подразделению было предписано прибыть в центр города на Старомисткую и Вацлавскую площади. На Вацлавской площади было много народа, крик, шум, неразбериха. Пришлось охранять наших туристов из СССР, оказавшихся в то время в Праге, от разбушевавшейся толпы. Наш экипаж провел первую ночь на Старомистской площади, вместе с десантниками. На следующий день получили новый приказ, наша 2 рота направлялась на охрану 9 моста ( 3-й мост вверх по течению от Карлува моста именуемый «мост Легионеров» или «Легия мост» ). Расставили танки. Выполнять задачу нам помогал взвод пехоты и отделение десантников. Десант спал на наших машинах, и так случилось что у них не оказалось сухого пайка, мы исправили это положение - по братски поделились.

Часто нас провоцировали, имитируя стрельбу через громкоговоритель, заодно пугая и население, а вечерами и постреливали, но потерь среди личного состава у нас не было. Я как наводчик орудия стрелял дважды. Первый раз когда во время приема пищи, а обедаем мы обычно на броне, нас обстреляли и пули попав в стену обрушили на наш «стол» куски штукатурки, что нас сильно разозлило. Пришлось в ответ дать пару очередей из крупнокалиберного пулемета. Стрелял конечно не по окнам , а по верхнему краю карниза, и этого хватило чтобы стрелявших успокоить. Второй случай был через 2-3 дня. Появляется автомобиль «скорой помощи» едет в нашу сторону, не доезжая разворачивается, и из задней открытой двери ведется беспорядочная стрельба по нашим танкам и солдатам. Вот так подло использовалась символика красного креста. Пришлось так же дать несколько очередей по колесам, и больше они не приезжали.

Были и другие случаи, когда стрелять не пришлось, но все было на грани. Горел автомобиль с боеприпасами (чехи подожгли ) …Все в рассыпную, сейчас рванет, а там фигура какая то вроде в нас целится. «Посмотри в прицел на всякий случай», - говорит мне командир. Смотрю, а это человек с брандсбойтом в руках тушит машину. Отлегло. А то мог бы стрельнуть и грех на душу взять.

Были и забавные происшествия. Едем по городу, все как всегда , слева радиостанция, командир, внизу механик-водитель, все штатно, вдруг в танке раздается громкий хлопок и яркая вспышка. Несколько секунд было по- настоящему страшно. Потом стало ясно: мы въехали на трамвайные рельсы, а антенной зацепили контактные провода, отсюда замыкание и далее хлопок и вспышка. На долго запомнилась эта история. Что удивительно - приборы не вышли из строя. Потом смеялись, вспоминая, но напугало нас это изрядно. Еще одна история. У Ситковской башни находился ресторан «Манеж». На улице стоят столики , зонтики. Мы тут рядом. А у нас ребята на гражданке еще со школы вели переписку с друзьями из Чехословакии. И какими - то путями нашли друзей по переписке. Приходила одна девчушка, мы болтали, общались, а потом что- то ее не стало видно, исчезла. Ребята из десанта шустрые, выяснили, где она живет, проведали. Оказалось что приятели, обвинили ее в коллаборационизме и в наказание подстригли почти наголо. Десантники терпеть это не стали, пошли по адресу и всех юных «друзей» подстригли, что бы тем неповадно было.

Месяц мы стояли у ресторана «Манеж», проверяли подвалы старых домов на наличие складов оружия, но ничего правда не нашли. Забрели как то в подвал большого универмага, столько всяких товаров там хранилось, но попыток что-то взять ни у кого не было. Разве что открытки с видами Праги на память, и только. Еще одно обстоятельство хотелось вспомнить в свете этих событий: танк Т-54 в экипаже которого я проходил службу имел номер 023, такой же как у Т-34 стоящим в Праге на постаменте в память о событиях 1945 года. Вот такие бывают совпадения.

Затем наш батальон вышел в район Прага-10 и там стояли в «каре» до 7 ноября, а 17 ноября 1968г. получив приказ ушли на зимние квартиры в ГДР. Встречали нас немцы хорошо, в увольнении заходя в гаштет мы, как правило получали предложения нас угостить. Это было приятно.

Колонна танков 10-го отб на Герман-Дункер-Штрассе в Карлхосте.
Наш командир роты капитан Христич и комбат были награждены орденами Красной звезды.

Возвращение в ППД.
@темы: и не только, танки