"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
Издательство "Русич" (Смоленск) в своей иллюстрированной энциклопедии "Танки" (серия "История оружия") порадовало сборником самых одиозных исторических мифов, словно целиком списанных из антисоветских пасквилей скандально известного британского публициста В.Б. Резуна.
«В 1933 году немецкий полковник Гейнц Гудериан, закончив танковую школу в Казани, посетил паровозостроительный завод в Харькове. Там он ознакомился с выпуском танков БТ-5. Ежедневно собиралось 22 танка. И это в мирное время! А сколько танков сможет производить Страна Советов в военное время? Вернувшись в Германию, Гудериан стал спешно создавать танковые войска»
И это, на минуточку, 2009 год, т.е. уже 5 лет как вышел "Антисуворов" и "Десять мифов Второй мировой", но концентрация лжи и передергиваний продолжает зашкаливать.
Начнем по порядку. Ибо, в этот маленький абзац впихнуто столько несуразностей, что опровергнуть их единым махом не получится...
Где учился Гудериан?![](http://gorod.tomsk.ru/uploads/15611/1295169277/G2.jpg)
Гейнц Вильгельм Гудериан в 1901-1907 годах учился в кадетском корпусе под Берлином, окончив его в звании кандидата в офицеры. В 1907-08 окончил полугодичные офицерские курсы и получил звание лейтенанта. С октября 1913 года до начала Первой мировой войны учился в военной академии в Берлине. После начала войны с 3 августа 1914 назначен начальником 3-й тяжелой радиостанции 5-й кавалерийской дивизии. Закончил войну в должности начальника оперативного отдела штаба представителя германского командования на оккупированных итальянских территориях. С 1 октября 1931 начальник штаба инспектора автотранспортных войск.
Считается, что летом 1932 года Г. Гудериан приезжал в СССР с инспекцией в совместную советско-немецкую танковую школу «Кама» (развернута на базе образованного в Казани по велению Александра II в 1866 году юнкерского пехотного училища) вместе со своим начальником генералом Лютцем. Правда, о такой поездке сам Гудериан в своих воспоминаниях даже не упоминает, зато подробно описывает свою поездку в Швецию в 1929 году. Скорее всего, эта версия не соответствует действительности.
До её закрытия в августе-сентябре 1933 года из-за прихода к власти нацистов, в школе «Кама» прошли обучение 65 советских слушателей из «начсостава танковых и мотомеханизированных войск с большим процентом строевых командиров» (меньшая часть представляла инженерный состав) и 30 немецких офицеров.
Среди последних находились и будущие крупные военачальники: Риттер фон Тома, генерал танковых войск, в 1942 году – командующий Германским африканским корпусом, Иозеф Гарпе – генерал-полковник, командующий 4-й танковой армией, Вильгельм Биттрих – обер-группенфюрер, командир 2-го танкового корпуса СС. Всего школа успела сделать три выпуска немецких слушателей: в 1929/30 гг. – 10, в 1931/32 гг. – 11 и в 1933 году – 9 человек. Но Гудериан там не учился!!!
![](http://www.guntherprienmilitaria.com.mx/elementos/cross_archivos/image039.jpg)
Более того, в своих мемуарах он упоминает о ней очень нехотя и вскользь: «С 1926 г. за границей работала опытная станция, где проводились испытания немецких танков». Весной 1929 года в Казань прибыли шесть «больших тракторов», которыми занимались три фирмы: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Крупп», а в 1930–1931 годах к ним добавились два «лёгких трактора» фирмы «Крупп» и два «Рейнметалл».
![](http://i048.radikal.ru/1104/05/8e88a2e628a9.jpg)
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_06.jpg)
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_07.jpg)
![](http://fc09.deviantart.net/fs71/f/2011/147/4/a/leichte_traktor_krupp_vk_31_by_nicksikh-d3hctii.jpg)
![](http://lib.rus.ec/i/99/257899/pic_175.jpg)
Всего – десять танков. В августе-сентябре 1933 года, когда немецкий персонал покинул школу, были вывезены и вся боевая техника и вооружение. Но осталась вся небоевая матчасть школы.
«Безвозмездно перешедшее во владение УММ имущество, по самым скромным подсчётам, оценивается до миллиона рублей. Состоит оно из переоборудованных и вновь построенных зданий склада огнеприпасов, жилых корпусов, радиолаборатории, караульного помещения, кооператива, холодильника, бензинохранилища на 20 тонн горючего, электростанции, реконструированной водокачки, гаража с компрессорной установкой, мастерских на ходу (сборочная, станочная),… системы центрального отопления, гаража и склада, канализации, тира, благоустроенной мостовой, строительных материалов и пр.» Впоследствии на базе школы «Кама» было открыто Казанское танковое училище – теперь уже только для советских танкистов.
Танк Кристи в СССР![](http://vcdn.valka.cz/html_images/08_2011/ice11.jpg)
Американский инженер-конструктор Джон Уолтер Кристи с 1919 года занимался вопросами построения боевой машины с колесно-гусеничным движителем. Наиболее совершенная модель М.1928 была продемонстрирована закупочной комиссии во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепским. Также в 1929 году в Америку к Дж. У. Кристи ездил капитан польской армии М. Руциньский, ознакомившийся с танками М.1928 и находившимся в стадии проектирования М.1931. Однако сделка не состоялась, и поляки занялись проектированием колесно-гусеничного танка самостоятельно, построив опытный образец 10ТР к 1937 году.
![](http://alternathistory.org.ua/files/resize/180611_avtostradnye-agressory-polsha_06-640x363.jpg)
Согласовав ряд вопросов, СССР закупил у Дж.У. Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка под индексом М.1940. Башня с вооружением отсутствовали.
Вернувшись из США в июне 1930 года, Халепский представил в РВС республики отчет о заграничной командировке, в котором танк Кристи характеризуется как чрезвычайно быстроходный танк с независимым колесно-гусеничным движителем:
«Принимая во внимание, что танк «Кристи» по своим скоростям перекрывает все танки в мире, что его собираются строить поляки, мы можем попасть в очень невыгодное соотношение с точки зрения тактического применения танковых частей. В связи с этим, мною настоятельно предлагается форсировать организацию производства танка «Кристи» путем сохранения производства мотора «Либерти» на авиационных заводах и подготовки производства прочих агрегатов на Ярославском автомобильном заводе…».
![](http://foto-transporta.ru/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=57807&g2_serialNumber=2)
Но, при этом, в докладе ему дается весьма скромная оценка:
«...несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверениям американца, составляет более 45 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах... означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА».
Закупка двух танков Кристи М.1940 была осуществлена на основании договора, подписанного 28 апреля 1930 года между "U.S. Wheel Track Layer Corporation" и "Amtorg Trading Corporation" (фирмы, представлявшей интересы СССР в США). В договоре было четко прописано, что осуществлялась продажа "двух военных танков общей стоимостью 60 000 американских долларов. Доставка танков должна быть произведена не позднее четырех месяцев со дня подписания договора", в котором кроме этого оговаривались: "доставка запасных частей к купленным танкам на сумму 4000 долларов, а также права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет". (РГВА. Ф. 31811. Д. 374. Л. 5, 6.). В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.
![](http://3v-soft.clan.su/novosti001/001/tanki001/T-26/T-2600011.jpg)
Массовым танком РККА должен был стать британский легкий танк сопровождения пехоты "Виккерс 6 тонн", представлявший из себя на тот момент двухбашенную танкетку с пулеметным вооружением. А 23 мая 1931 года вышел приказ Высшего Совета народного хозяйства СССР, в котором танк Кристи разрешалось ввести в строй в качестве танка-истребителя для защиты пулеметных танков Т-26 от атак танков противника. Для этих целей на шасси танка Кристи планировалось поставить 37-мм ПТО во вращающейся башне, однако первые БТ-2 зачастую имели вместо пушки спаренный авиационный пулемет ДА винтовочного калибра.
![](http://s5.uploads.ru/rFYMg.jpg)
А название им дало письмо главы УММ от 11 января 1931 года: «Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса СТ — скоростной танк, или БТ — быстроходный танк».
Броневая защита машины была противопульной. Клепаный корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной от 5.5 мм до 14 мм. Броня танка наклонной не была, за исключением «носа», имевшего весьма специфическую форму для обеспечения возможности маневра передними колесами.
![](http://s4.uploads.ru/JX8mn.jpg)
Впоследствии этот недостаток постараются преодолеть в опытных танках БТ-СВ и БТ-ИС. Однако первыми танками с наклонной броней корпуса и башни, причем – противоснарядной, были французские танки: легкий FCM 36 и средний танк Somua S35, разработанные в 1934 году.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/FCM-36-Saumur.00045hyp.jpg)
![](http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/83/SOMUA-S35-Aberdeen.0007qkq1.jpg)
А если говорить о первенстве в использовании наклонных бронелистов вообще, то первым известным мне случаем применения такого расположения брони был пулеметный бронеавтомобиль "Рено" образца 1915 года, забронированный по проекту офицера российской Военной автомобильной школы штабс-капитана Владимира Авелевича Мгеброва.
![](http://lib.rus.ec/i/69/258569/pic_8.jpg)
Кроме того, к танку Кристи выдвигался еще целый ряд различных претензий. При проведении технического осмотра 16 мая 1931 года было установлено, что посадка и высадка 2 членов экипажа была возможна в течении 10-20 секунд, но только через отверстие для башни, так как передний (водительский) люк оказался слишком узким для прохода. Кроме того, отмечалось отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, а также невозможность доступа к основным агрегатам силовой установки и трансмиссии без разборки крыши МТО.
А на второй день ходовых испытаний, 17 мая, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца.
![](http://s5.uploads.ru/9tfjZ.jpg)
Два последующих дня ушли на ремонт танка. Но сварки хватило лишь на 500 м движения на гусеницах. 23 мая после второй поломки правого кронштейна танк вновь был отправлен в ремонт, на который ушло еще трое суток.
С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала 65–70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт.
13 июня была предпринята еще одна, последняя, попытка испытать танк на гусеничном ходу. Но, после того как танк прошел всего 1 км, злополучный кронштейн снова сломался. Тремя днями позже начала заедать коробка передач на 2-й и 3-й скорости.
По результатам испытаний был составлен подробный отчет на 15 листах.
«...Танк испытывался только на колесах, причем испытания показали, что средние скорости по шоссе не превышают 30–35 км/час. Водитель после 4-5 часов сильно устает благодаря трудности управления и неравномерности хода (требовалось все время выравнивать машину)... Двигатель работал хорошо, но необходима частая регулировка клапанов. АКБ недостаточны для запуска двигателя (холодный двигатель запускался, как правило, с буксира).
В коробке передач после 600–650 км выскакивают 2-я и 3-я передачи при большой нагрузке двигателя. Течь смазки из-под уплотнений, затруднено включение всех передач. Через 2-3 часа движения значительно нагревается КПП до 85-88°С при температуре окружающего воздуха 35-40°С.
Гусеницы. После 40,5 км сломано 8 пальцев.
![](http://s4.uploads.ru/tn7lk.jpg)
Ведущие колеса. После 150–200 км наблюдается развал в наружную сторону на 1,5–2 см. Управление танком — удовлетворительное. На грунтовых дорогах отказывается слушаться руля, а при езде по неровностям толчки выбивают руль у водителя из рук. На скоростях 55–60 км/час управление затруднительно...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
...Танк Кристи в том виде, в котором он был представлен на испытаниях, является исключительно интересной машиной с универсальным движением, требует как боевая машина большой разработки и введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений».
Таким образом весьма перспективный танк, однако, требовал очень и очень серьезной доработки.
К слову сказать, англичане также заинтересовались танками Кристи, но производили их в чисто гусеничной конфигурации (первым в линейке британских крейсерских танков, получившим подвеску его конструкции, стал несовершенный Cruiser Mark III А13, затем последовали более удачные проекты Cruiser Mark IV А13 Mk II, Cruiser Mk V А13 Mk III «Ковенантер», впоследствии переросший в проект Cruiser Mark VI А15 «Крусейдер», Cruiser Mark VII А24 «Кэвалир», Cruiser Mark VIII А24L «Кентавр» и Cruiser Mark VIII А27М «Кромвель», последним имеющим характерные для конструкции Кристи большие опорные катки без поддерживающих стал танк-истребитель А30 «Челленджер»).
![](http://i9l.ru/images/2011-10-30/krejserskij-tank-a13-mk-a13-cruser-tank-mark_1.jpg)
![](http://www.istmira.com/orujie-vtoroi-mirovoi-voiny/bronetehnika/01/ct-5_covenanter/main.jpg)
![](http://www.tarrif.net/wwii/img/pictures/a151.jpg)
![](http://en.academic.ru/pictures/enc_tech/c9.jpg)
![](http://www.likebook.ru/store/pictures/159/159067/140.jpg)
Что характерно, на родине конструктора его машины популярностью не пользовались - американские военные сначала заказали всего 7 танков Кристи. Три ТЗ образца 1931 года поступили на вооружение 67-го пехотного полка и были названы «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон». В 1-ю кавалерийскую дивизию были отправлены четыре машины Т1, вооруженные 12,7-мм пулеметом (на их основе впоследствии разработаны пехотные танки Т4, принятые на вооружение под обозначением Medium Tank M1 в количестве аж 16 штук). Армия США закупила также два танка ТЗ, предназначенных для Польши, и присвоила им обозначение ТЗЕ1. К 1940 году все танки этого типа были переведены в разряд устаревших и сняты с вооружения.
![](http://bookre.org/loader/img.php?fbimg=78838_pic_521.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Convertible_Combat_Car_T1.png)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Convertible_Medium_Tank_T4.png/800px-Convertible_Medium_Tank_T4.png)
Выпуск 22 танков в день![](http://i.i.ua/photo/images/pic/8/2/2317928_763d2c88.jpg)
Цифра эта пошла гулять по различным изданиям с легкой руки все того же Быстрого Гейнца: «Еще в 1933 г. я знал, что единственный русский танковый завод выпускал в день 22 машины типа "Кристи русский"». «Гудериан Г. Воспоминания солдата»: Русич; Смоленск; 1999, Глава VI.
Причем, он пишет об этом явно с чужих слов, ибо никаких свидетельств о посещении Гудерианом каких-либо советских танковых заводов в серьезной исторической литературе не встречается. Однако никто не задумывался над реалистичностью этих цифр, особенно с учетом технического уровня в СССР начала 30-х годов.
Итак, когда Комиссия Обороны СССР в начале мая 1931 проработала вопрос о возможности производства танков Кристи, то выбор пал на Харьковский Паровозостроительный Завод.
Выбор был не случаен, так как производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. По кооперации планировалось изготавливать лишь радиаторы, конические шестерни КПП и литые детали из высокосортной стали.
![](http://zap-sib-rail.narod.ru/Znaki/Photo/tabl-1916-harkiv.jpg)
ХПЗ начал организацию танкового производства не на пустом месте. Коллектив завода получил определенный опыт ремонта зарубежных танков уже в 1920–1923 годах, когда завод отремонтировал около 30 трофейных танков. С 1924 года на заводе серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар»; разрабатывалась конструкция более мощного и совершенного трактора «Коминтерн». С 1925 года началось внедрение в паровозостроении газовой и электросварки. За эти годы выросли кадры рабочих, руководителей, конструкторов, металлургов, технологов.
![](http://omop.su/images/75/Kommunar.jpg)
Кроме того, КБ завода предполагалось усилить квалифицированными специалистами со стороны. По приказу народного комиссара по Военным и Морским делам от 17 мая 1931 года начальник УММ РККА составил план выполнения решений правительства по организации производства БТ на ХПЗ. Этим планом предусматривалось:
«1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С. А. Гинзбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г.К.В. № 8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскин в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ — танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает бюро тридцатью копировщиками.
2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша.
3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.
4. Изготовить опытные образцы в количестве 3-х штук к 15.09.31 г. 2 образца изготавливает ХПЗ и один — опытный цех завода „Большевик‛ с подачей отливок и поковок с ХПЗ.
5. Изготовление первой партии 100 штук. 20 машин — к 01.11.31 г. 30 штук — к 30.12.31 г. 50 штук — к 01.01.32 г».
(РГВА Ф.4, Оп.14, Д.505, Л.131)
То есть, далеко не 22 машины в день. Да и потом, после запуска БТ в серию, такими ударными темпами они не строились. Серийное производство танков типа БТ началось в декабре 1931 года, а закончилось в сентябре 1940 года. Таким образом, семейство быстроходных танков находилось в производстве 8 лет и 10 месяцев. А это – 3226 дней. Всего за это время мы должны были бы построить 70 972 танка.
![](http://www.pomnite-nas.ru/img/47/200709222119350.12.jpg)
А сколько же их построили? БТ-2\5 – 2434 шт., БТ-7 – 4675 шт., БТ-7М – 708 шт. и БТ-7А – 133 шт. Всего – 7950 машин. То есть – чуть больше, чем два танка в день… Может быть, у Гудериана просто опечатка вышла?..
Истоки немецкого танкостроения![](http://www.kameraden.ru/upload/iblock/a09/a7v_05.jpg)
Еще во время Первой Мировой войны Германия стала третьей страной в истории, обладающей танками (после Англии и Франции). Кайзеровский Второй Рейх сумел построить около двадцати тяжелых танков Sturmpanzerwagen A7V и несколько легких LK-I и LK-II, компоновкой напоминающих британский Mk A "Уиппет".
Версальский мирный договор от 28 июня 1919 года запрещал немцам производить танки и иметь собственные танковые части. Но задолго до прихода к власти НСДАП "мирная" Веймарская республика озаботилась созданием собственных автобронетанковых войск.
К середине 1920-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск разработало секретные требования к тяжёлому танку массой 20 т. В 1925 году компании «Rheinmetall-Borsig», «Krupp» и «Daimler-Benz» получили от Управления вооружения Рейсхвера задание разработать тяжёлые танки под кодовым названием «Armeewagen 20», затем название изменили на Grosstraktor, т.е. «большой трактор».
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_01.jpg)
В это же время, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, на манёврах Рейхсвера использовались фанерные силуэты танков с велосипедными колёсами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили. Таким образом, пехота училась взаимодействовать станками на поле боя, а танкисты отрабатывали тактические схемы "пешим по-танковому".
![](http://modernlib.ru/books/baryatinskiy_mihail/nemeckie_tanki_v_boyu/i_003.jpg)
После перехода власти в стране к национал-социалистам, ограничения Версальского договора отбрасываются, а скрытно накопленный опыт позволяет за четыре года ввести в строй четыре типа танков: 1934 - Pz.I, 1935 - Pz.II, 1936 - Pz.III, 1937 - Pz.IV.
К началу Второй мировой войны танкостроением в Германии занимались как минимум девять крупных концернов, объединявших 32 завода. Последние занимались как окончательной сборкой танков, так и поставкой различных узлов и агрегатов. При этом каждая из девяти фирм не являлась чисто танкостроительной. Например, из восьми предприятий концерна "Даймлер- Бенц" танки выпускал только один, еще четыре производили автомобили и три – авиамоторы. Довольно обширной была и география германского танкостроения. Производственные объекты намеренно рассредоточивались, чтобы снизить их уязвимость от бомбардировок.
Логично было бы предположить, что, если бы уважаемый автор теоретического исследования «Achtung - Panzer! (Die Entwicklung der Panzerwaffe, ihre Kampftaktik und ihre operativen Möglichkeiten, 1937)», изданного у нас только в 2005 году под названием «Внимание, танки! История создания танковых войск», начал бить тревогу только в 1933 году, то вряд ли немцы успели бы развернуть в 1934 году 1-ю танковую дивизию, а к 1935 г. - уже три.
![](http://lib.rus.ec/i/99/257899/pic_179.jpg)
«В 1933 году немецкий полковник Гейнц Гудериан, закончив танковую школу в Казани, посетил паровозостроительный завод в Харькове. Там он ознакомился с выпуском танков БТ-5. Ежедневно собиралось 22 танка. И это в мирное время! А сколько танков сможет производить Страна Советов в военное время? Вернувшись в Германию, Гудериан стал спешно создавать танковые войска»
И это, на минуточку, 2009 год, т.е. уже 5 лет как вышел "Антисуворов" и "Десять мифов Второй мировой", но концентрация лжи и передергиваний продолжает зашкаливать.
Начнем по порядку. Ибо, в этот маленький абзац впихнуто столько несуразностей, что опровергнуть их единым махом не получится...
Где учился Гудериан?
![](http://gorod.tomsk.ru/uploads/15611/1295169277/G2.jpg)
Гейнц Вильгельм Гудериан в 1901-1907 годах учился в кадетском корпусе под Берлином, окончив его в звании кандидата в офицеры. В 1907-08 окончил полугодичные офицерские курсы и получил звание лейтенанта. С октября 1913 года до начала Первой мировой войны учился в военной академии в Берлине. После начала войны с 3 августа 1914 назначен начальником 3-й тяжелой радиостанции 5-й кавалерийской дивизии. Закончил войну в должности начальника оперативного отдела штаба представителя германского командования на оккупированных итальянских территориях. С 1 октября 1931 начальник штаба инспектора автотранспортных войск.
Считается, что летом 1932 года Г. Гудериан приезжал в СССР с инспекцией в совместную советско-немецкую танковую школу «Кама» (развернута на базе образованного в Казани по велению Александра II в 1866 году юнкерского пехотного училища) вместе со своим начальником генералом Лютцем. Правда, о такой поездке сам Гудериан в своих воспоминаниях даже не упоминает, зато подробно описывает свою поездку в Швецию в 1929 году. Скорее всего, эта версия не соответствует действительности.
До её закрытия в августе-сентябре 1933 года из-за прихода к власти нацистов, в школе «Кама» прошли обучение 65 советских слушателей из «начсостава танковых и мотомеханизированных войск с большим процентом строевых командиров» (меньшая часть представляла инженерный состав) и 30 немецких офицеров.
Среди последних находились и будущие крупные военачальники: Риттер фон Тома, генерал танковых войск, в 1942 году – командующий Германским африканским корпусом, Иозеф Гарпе – генерал-полковник, командующий 4-й танковой армией, Вильгельм Биттрих – обер-группенфюрер, командир 2-го танкового корпуса СС. Всего школа успела сделать три выпуска немецких слушателей: в 1929/30 гг. – 10, в 1931/32 гг. – 11 и в 1933 году – 9 человек. Но Гудериан там не учился!!!
![](http://www.guntherprienmilitaria.com.mx/elementos/cross_archivos/image039.jpg)
Более того, в своих мемуарах он упоминает о ней очень нехотя и вскользь: «С 1926 г. за границей работала опытная станция, где проводились испытания немецких танков». Весной 1929 года в Казань прибыли шесть «больших тракторов», которыми занимались три фирмы: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и «Крупп», а в 1930–1931 годах к ним добавились два «лёгких трактора» фирмы «Крупп» и два «Рейнметалл».
![](http://i048.radikal.ru/1104/05/8e88a2e628a9.jpg)
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_06.jpg)
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_07.jpg)
![](http://fc09.deviantart.net/fs71/f/2011/147/4/a/leichte_traktor_krupp_vk_31_by_nicksikh-d3hctii.jpg)
![](http://lib.rus.ec/i/99/257899/pic_175.jpg)
Всего – десять танков. В августе-сентябре 1933 года, когда немецкий персонал покинул школу, были вывезены и вся боевая техника и вооружение. Но осталась вся небоевая матчасть школы.
«Безвозмездно перешедшее во владение УММ имущество, по самым скромным подсчётам, оценивается до миллиона рублей. Состоит оно из переоборудованных и вновь построенных зданий склада огнеприпасов, жилых корпусов, радиолаборатории, караульного помещения, кооператива, холодильника, бензинохранилища на 20 тонн горючего, электростанции, реконструированной водокачки, гаража с компрессорной установкой, мастерских на ходу (сборочная, станочная),… системы центрального отопления, гаража и склада, канализации, тира, благоустроенной мостовой, строительных материалов и пр.» Впоследствии на базе школы «Кама» было открыто Казанское танковое училище – теперь уже только для советских танкистов.
![](http://function.mil.ru/images/military/military/photo/VUNC_SV_Kazan1.jpg)
Танк Кристи в СССР
![](http://vcdn.valka.cz/html_images/08_2011/ice11.jpg)
Американский инженер-конструктор Джон Уолтер Кристи с 1919 года занимался вопросами построения боевой машины с колесно-гусеничным движителем. Наиболее совершенная модель М.1928 была продемонстрирована закупочной комиссии во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепским. Также в 1929 году в Америку к Дж. У. Кристи ездил капитан польской армии М. Руциньский, ознакомившийся с танками М.1928 и находившимся в стадии проектирования М.1931. Однако сделка не состоялась, и поляки занялись проектированием колесно-гусеничного танка самостоятельно, построив опытный образец 10ТР к 1937 году.
![](http://alternathistory.org.ua/files/resize/180611_avtostradnye-agressory-polsha_06-640x363.jpg)
Согласовав ряд вопросов, СССР закупил у Дж.У. Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка под индексом М.1940. Башня с вооружением отсутствовали.
Вернувшись из США в июне 1930 года, Халепский представил в РВС республики отчет о заграничной командировке, в котором танк Кристи характеризуется как чрезвычайно быстроходный танк с независимым колесно-гусеничным движителем:
«Принимая во внимание, что танк «Кристи» по своим скоростям перекрывает все танки в мире, что его собираются строить поляки, мы можем попасть в очень невыгодное соотношение с точки зрения тактического применения танковых частей. В связи с этим, мною настоятельно предлагается форсировать организацию производства танка «Кристи» путем сохранения производства мотора «Либерти» на авиационных заводах и подготовки производства прочих агрегатов на Ярославском автомобильном заводе…».
Но, при этом, в докладе ему дается весьма скромная оценка:
«...несмотря на высокую скорость движения, которая, по заверениям американца, составляет более 45 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах... означенный танк не подходит для принятия его в систему вооружения РККА».
Закупка двух танков Кристи М.1940 была осуществлена на основании договора, подписанного 28 апреля 1930 года между "U.S. Wheel Track Layer Corporation" и "Amtorg Trading Corporation" (фирмы, представлявшей интересы СССР в США). В договоре было четко прописано, что осуществлялась продажа "двух военных танков общей стоимостью 60 000 американских долларов. Доставка танков должна быть произведена не позднее четырех месяцев со дня подписания договора", в котором кроме этого оговаривались: "доставка запасных частей к купленным танкам на сумму 4000 долларов, а также права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет". (РГВА. Ф. 31811. Д. 374. Л. 5, 6.). В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.
![](http://3v-soft.clan.su/novosti001/001/tanki001/T-26/T-2600011.jpg)
Массовым танком РККА должен был стать британский легкий танк сопровождения пехоты "Виккерс 6 тонн", представлявший из себя на тот момент двухбашенную танкетку с пулеметным вооружением. А 23 мая 1931 года вышел приказ Высшего Совета народного хозяйства СССР, в котором танк Кристи разрешалось ввести в строй в качестве танка-истребителя для защиты пулеметных танков Т-26 от атак танков противника. Для этих целей на шасси танка Кристи планировалось поставить 37-мм ПТО во вращающейся башне, однако первые БТ-2 зачастую имели вместо пушки спаренный авиационный пулемет ДА винтовочного калибра.
![](http://s5.uploads.ru/rFYMg.jpg)
А название им дало письмо главы УММ от 11 января 1931 года: «Поскольку американский танк Кристи не отвечает требованиям системы танко-тракторно-автоброневооружения и на вооружение не принимался, сквозного индекса Т ему не присваивать... Более разумным представляется предложение о присвоении ему индекса СТ — скоростной танк, или БТ — быстроходный танк».
Броневая защита машины была противопульной. Клепаный корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной от 5.5 мм до 14 мм. Броня танка наклонной не была, за исключением «носа», имевшего весьма специфическую форму для обеспечения возможности маневра передними колесами.
![](http://s4.uploads.ru/JX8mn.jpg)
Впоследствии этот недостаток постараются преодолеть в опытных танках БТ-СВ и БТ-ИС. Однако первыми танками с наклонной броней корпуса и башни, причем – противоснарядной, были французские танки: легкий FCM 36 и средний танк Somua S35, разработанные в 1934 году.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/FCM-36-Saumur.00045hyp.jpg)
![](http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/83/SOMUA-S35-Aberdeen.0007qkq1.jpg)
А если говорить о первенстве в использовании наклонных бронелистов вообще, то первым известным мне случаем применения такого расположения брони был пулеметный бронеавтомобиль "Рено" образца 1915 года, забронированный по проекту офицера российской Военной автомобильной школы штабс-капитана Владимира Авелевича Мгеброва.
![](http://lib.rus.ec/i/69/258569/pic_8.jpg)
Кроме того, к танку Кристи выдвигался еще целый ряд различных претензий. При проведении технического осмотра 16 мая 1931 года было установлено, что посадка и высадка 2 членов экипажа была возможна в течении 10-20 секунд, но только через отверстие для башни, так как передний (водительский) люк оказался слишком узким для прохода. Кроме того, отмечалось отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, а также невозможность доступа к основным агрегатам силовой установки и трансмиссии без разборки крыши МТО.
А на второй день ходовых испытаний, 17 мая, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца.
![](http://s5.uploads.ru/9tfjZ.jpg)
Два последующих дня ушли на ремонт танка. Но сварки хватило лишь на 500 м движения на гусеницах. 23 мая после второй поломки правого кронштейна танк вновь был отправлен в ремонт, на который ушло еще трое суток.
С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала 65–70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт.
13 июня была предпринята еще одна, последняя, попытка испытать танк на гусеничном ходу. Но, после того как танк прошел всего 1 км, злополучный кронштейн снова сломался. Тремя днями позже начала заедать коробка передач на 2-й и 3-й скорости.
По результатам испытаний был составлен подробный отчет на 15 листах.
«...Танк испытывался только на колесах, причем испытания показали, что средние скорости по шоссе не превышают 30–35 км/час. Водитель после 4-5 часов сильно устает благодаря трудности управления и неравномерности хода (требовалось все время выравнивать машину)... Двигатель работал хорошо, но необходима частая регулировка клапанов. АКБ недостаточны для запуска двигателя (холодный двигатель запускался, как правило, с буксира).
В коробке передач после 600–650 км выскакивают 2-я и 3-я передачи при большой нагрузке двигателя. Течь смазки из-под уплотнений, затруднено включение всех передач. Через 2-3 часа движения значительно нагревается КПП до 85-88°С при температуре окружающего воздуха 35-40°С.
Гусеницы. После 40,5 км сломано 8 пальцев.
![](http://s4.uploads.ru/tn7lk.jpg)
Ведущие колеса. После 150–200 км наблюдается развал в наружную сторону на 1,5–2 см. Управление танком — удовлетворительное. На грунтовых дорогах отказывается слушаться руля, а при езде по неровностям толчки выбивают руль у водителя из рук. На скоростях 55–60 км/час управление затруднительно...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
...Танк Кристи в том виде, в котором он был представлен на испытаниях, является исключительно интересной машиной с универсальным движением, требует как боевая машина большой разработки и введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений».
Таким образом весьма перспективный танк, однако, требовал очень и очень серьезной доработки.
К слову сказать, англичане также заинтересовались танками Кристи, но производили их в чисто гусеничной конфигурации (первым в линейке британских крейсерских танков, получившим подвеску его конструкции, стал несовершенный Cruiser Mark III А13, затем последовали более удачные проекты Cruiser Mark IV А13 Mk II, Cruiser Mk V А13 Mk III «Ковенантер», впоследствии переросший в проект Cruiser Mark VI А15 «Крусейдер», Cruiser Mark VII А24 «Кэвалир», Cruiser Mark VIII А24L «Кентавр» и Cruiser Mark VIII А27М «Кромвель», последним имеющим характерные для конструкции Кристи большие опорные катки без поддерживающих стал танк-истребитель А30 «Челленджер»).
![](http://i9l.ru/images/2011-10-30/krejserskij-tank-a13-mk-a13-cruser-tank-mark_1.jpg)
![](http://www.istmira.com/orujie-vtoroi-mirovoi-voiny/bronetehnika/01/ct-5_covenanter/main.jpg)
![](http://www.tarrif.net/wwii/img/pictures/a151.jpg)
![](http://en.academic.ru/pictures/enc_tech/c9.jpg)
![](http://www.likebook.ru/store/pictures/159/159067/140.jpg)
Что характерно, на родине конструктора его машины популярностью не пользовались - американские военные сначала заказали всего 7 танков Кристи. Три ТЗ образца 1931 года поступили на вооружение 67-го пехотного полка и были названы «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон». В 1-ю кавалерийскую дивизию были отправлены четыре машины Т1, вооруженные 12,7-мм пулеметом (на их основе впоследствии разработаны пехотные танки Т4, принятые на вооружение под обозначением Medium Tank M1 в количестве аж 16 штук). Армия США закупила также два танка ТЗ, предназначенных для Польши, и присвоила им обозначение ТЗЕ1. К 1940 году все танки этого типа были переведены в разряд устаревших и сняты с вооружения.
![](http://bookre.org/loader/img.php?fbimg=78838_pic_521.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Convertible_Combat_Car_T1.png)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Convertible_Medium_Tank_T4.png/800px-Convertible_Medium_Tank_T4.png)
Выпуск 22 танков в день
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/8/2/2317928_763d2c88.jpg)
Цифра эта пошла гулять по различным изданиям с легкой руки все того же Быстрого Гейнца: «Еще в 1933 г. я знал, что единственный русский танковый завод выпускал в день 22 машины типа "Кристи русский"». «Гудериан Г. Воспоминания солдата»: Русич; Смоленск; 1999, Глава VI.
Причем, он пишет об этом явно с чужих слов, ибо никаких свидетельств о посещении Гудерианом каких-либо советских танковых заводов в серьезной исторической литературе не встречается. Однако никто не задумывался над реалистичностью этих цифр, особенно с учетом технического уровня в СССР начала 30-х годов.
Итак, когда Комиссия Обороны СССР в начале мая 1931 проработала вопрос о возможности производства танков Кристи, то выбор пал на Харьковский Паровозостроительный Завод.
Выбор был не случаен, так как производственная база завода позволяла практически полностью изготовить танк. По кооперации планировалось изготавливать лишь радиаторы, конические шестерни КПП и литые детали из высокосортной стали.
![](http://zap-sib-rail.narod.ru/Znaki/Photo/tabl-1916-harkiv.jpg)
ХПЗ начал организацию танкового производства не на пустом месте. Коллектив завода получил определенный опыт ремонта зарубежных танков уже в 1920–1923 годах, когда завод отремонтировал около 30 трофейных танков. С 1924 года на заводе серийно изготавливались гусеничные тракторы «Коммунар»; разрабатывалась конструкция более мощного и совершенного трактора «Коминтерн». С 1925 года началось внедрение в паровозостроении газовой и электросварки. За эти годы выросли кадры рабочих, руководителей, конструкторов, металлургов, технологов.
![](http://omop.su/images/75/Kommunar.jpg)
Кроме того, КБ завода предполагалось усилить квалифицированными специалистами со стороны. По приказу народного комиссара по Военным и Морским делам от 17 мая 1931 года начальник УММ РККА составил план выполнения решений правительства по организации производства БТ на ХПЗ. Этим планом предусматривалось:
«1. Изготовление рабочих чертежей к 15.07.31 г. (один месяц) СКБ под руководством начальника конструкторского бюро оружейного объединения С. А. Гинзбурга и в составе 20 инженеров и конструкторов от Г.К.В. № 8 оружейного объединения, 15 инженеров и конструкторов от НАТИ ВАТО, от Ижорского завода 2 конструктора по корпусу, от УММ Тоскин в качестве заместителя начальника Конструкторского Бюро и Рожкова в качестве конструктора по укладке боеприпасов и башне. От ХПЗ — танковое КБ Алексенко в полном составе. Кроме того, с 10.06 директор ХПЗ обеспечивает бюро тридцатью копировщиками.
2. Для разработки техпроцесса производства танка привлечь пять высококвалифицированных специалистов от Укргипромаша.
3. Собрать спецбюро БТ ХПЗ к 25.05.31 г.
4. Изготовить опытные образцы в количестве 3-х штук к 15.09.31 г. 2 образца изготавливает ХПЗ и один — опытный цех завода „Большевик‛ с подачей отливок и поковок с ХПЗ.
5. Изготовление первой партии 100 штук. 20 машин — к 01.11.31 г. 30 штук — к 30.12.31 г. 50 штук — к 01.01.32 г».
(РГВА Ф.4, Оп.14, Д.505, Л.131)
То есть, далеко не 22 машины в день. Да и потом, после запуска БТ в серию, такими ударными темпами они не строились. Серийное производство танков типа БТ началось в декабре 1931 года, а закончилось в сентябре 1940 года. Таким образом, семейство быстроходных танков находилось в производстве 8 лет и 10 месяцев. А это – 3226 дней. Всего за это время мы должны были бы построить 70 972 танка.
![](http://www.pomnite-nas.ru/img/47/200709222119350.12.jpg)
А сколько же их построили? БТ-2\5 – 2434 шт., БТ-7 – 4675 шт., БТ-7М – 708 шт. и БТ-7А – 133 шт. Всего – 7950 машин. То есть – чуть больше, чем два танка в день… Может быть, у Гудериана просто опечатка вышла?..
Истоки немецкого танкостроения
![](http://www.kameraden.ru/upload/iblock/a09/a7v_05.jpg)
Еще во время Первой Мировой войны Германия стала третьей страной в истории, обладающей танками (после Англии и Франции). Кайзеровский Второй Рейх сумел построить около двадцати тяжелых танков Sturmpanzerwagen A7V и несколько легких LK-I и LK-II, компоновкой напоминающих британский Mk A "Уиппет".
![](http://s001.radikal.ru/i196/1204/98/02c3dc549a17.jpg)
Версальский мирный договор от 28 июня 1919 года запрещал немцам производить танки и иметь собственные танковые части. Но задолго до прихода к власти НСДАП "мирная" Веймарская республика озаботилась созданием собственных автобронетанковых войск.
К середине 1920-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск разработало секретные требования к тяжёлому танку массой 20 т. В 1925 году компании «Rheinmetall-Borsig», «Krupp» и «Daimler-Benz» получили от Управления вооружения Рейсхвера задание разработать тяжёлые танки под кодовым названием «Armeewagen 20», затем название изменили на Grosstraktor, т.е. «большой трактор».
![](http://alternathistory.org.ua/files/190511_grosstraktor_01.jpg)
В это же время, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, на манёврах Рейхсвера использовались фанерные силуэты танков с велосипедными колёсами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили. Таким образом, пехота училась взаимодействовать станками на поле боя, а танкисты отрабатывали тактические схемы "пешим по-танковому".
![](http://modernlib.ru/books/baryatinskiy_mihail/nemeckie_tanki_v_boyu/i_003.jpg)
После перехода власти в стране к национал-социалистам, ограничения Версальского договора отбрасываются, а скрытно накопленный опыт позволяет за четыре года ввести в строй четыре типа танков: 1934 - Pz.I, 1935 - Pz.II, 1936 - Pz.III, 1937 - Pz.IV.
К началу Второй мировой войны танкостроением в Германии занимались как минимум девять крупных концернов, объединявших 32 завода. Последние занимались как окончательной сборкой танков, так и поставкой различных узлов и агрегатов. При этом каждая из девяти фирм не являлась чисто танкостроительной. Например, из восьми предприятий концерна "Даймлер- Бенц" танки выпускал только один, еще четыре производили автомобили и три – авиамоторы. Довольно обширной была и география германского танкостроения. Производственные объекты намеренно рассредоточивались, чтобы снизить их уязвимость от бомбардировок.
Логично было бы предположить, что, если бы уважаемый автор теоретического исследования «Achtung - Panzer! (Die Entwicklung der Panzerwaffe, ihre Kampftaktik und ihre operativen Möglichkeiten, 1937)», изданного у нас только в 2005 году под названием «Внимание, танки! История создания танковых войск», начал бить тревогу только в 1933 году, то вряд ли немцы успели бы развернуть в 1934 году 1-ю танковую дивизию, а к 1935 г. - уже три.
![](http://lib.rus.ec/i/99/257899/pic_179.jpg)
@темы: танки
2. Это -
Cruiser Mk I-III , а не
А13 Mk III "Ковенантор":
и не А15 "Крусайдер":
S-35 и FCM-36 оба разработаны в 1934 году, только Сомуа пошел в серию в 1936-40 гг, а с FCM всё заглохло на установочной партии в сто машин. Однако могу добавить для наглядности.