"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
В июле 1941 года в Великобританию отправилась специальная закупочная комиссия для анализа материальной части, имеющейся в королевских бронетанковых войсках. Выбор был сделан в пользу пехотных танков Mk. II и Mk. III, которые лучше всего подходили условиям эксплуатации и тактике применения советской БТТ.

16 августа правительство Черчилля предоставило СССР кредит в 10 млн фунтов стерлингов, в счет которого собиралась осуществлять поставки вооружений. Однако первые поставки производились за наличный расчет, а с 6 сентября Великобритания и с 7 ноября США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе. Первые 20 английских танков прибыли в Архангельск 11 октября 1941 года с караваном PQ-1.

изображение
Mk. II «Матильда II».
ТТХ

изображение
Mk. III «Валентайн»
ТТХ

В начале 42-го представители ГАБТУ обобщили боевой опыт применения Mk. II и Mk. III.

читать дальше

В течение 1942 года количественный процент иностранной БТТ в РККА был наиболее высоким за всю войну.

Более подробно судьбу этих машин в СССР рассмотрел Михаил Борисович Барятинский в своей книге "Танки ленд-лиза в бою".

Танк непосредственного сопровождения пехоты Mk. II Matilda II разрабатывался фирмой Vulcan Foundry начиная с ноября 1936 года (пулеметный танк Matilda I на шасси среднего артиллерийского тягача Dragon Mk IV был выпущен на фирме Vickers-Armstrong Ltd. малой серией в 139 машин и после сражения у Арраса в мае 1940 был выведен из боевых частей в учебные подразделения).

К апрелю 1937 был готов деревянный макет. Испытания прототипа состоялись в 1938 году, и сразу вслед за ними последовал заказ на первую партию из 65 машин, впоследствии увеличенный до 165. Для производства «Матильды II» привлекли ещё несколько фирм, однако Vulcan осталась генподрядчиком и выполняла большинство работ по литью. В сентябре 1939 года в строю имелось всего две новых машины, а к весне 1940 года ими был укомплектован только один батальон 7-го Королевского танкового полка (RTR).
читать дальше

10 февраля 1938 года компания Vickers-Armstrong Ltd. представила в Военное министерство Великобритании чертежи боевой машины собственной конструкции, выполненной по тактико-техническим требованиям пехотного танка Mk. II, а ее полноразмерный макет изготовили к 14 марта. Лишь через год, 14 апреля 1939 был выдан заказ на первую серию танков. В июне 1940 года из цехов завода Vickers в Ньюкастле начали выходить первые машины. Контракт предусматривал поставку английской армии 625 «Валентайнов».
читать дальше

@темы: танки

Комментарии
17.10.2014 в 21:57

Чтобы слово прозвучало, должна быть тишина... До и после.
Так я ж тебе об этом и говорил!
Если перевести заключение ГАБТУ с официального языка на человеческий, что мы получим?

Матильда — Как танк поддержки пехоты чрезвычайно слаб. Как антитанк превосходит Т-26 и БТ-7 (какое потрясающее достижение!!!). В условиях слабой противотанковой обороны противника может использоваться как танк прорыва. В осенне-зимне-весенний период скорость самостоятельного передвижения стремится к нулю.
Вывод 1: Брать, брать, брать как можно больше!!! Тем более в долг! В условиях катастрофического положения с бронетехникой в целом и тяжелыми танками в частности после окружений первых месяцев, даже такая лохань лишней не будет.
Вывод 2: Систематически проводить работу с личным составом на предмет купирования панических настроений. Танк, конечно, говно, но пока нет лучших, воевать будем на нем.

Валентайн — Вследствие отсутствия ОФ-снарядов, использование для полноценной поддержки пехоты невозможно. Использование в Северной и Центральной России в зимнее время невозможно в принципе.
Вывод 1: Брать, брать столько, сколько дают!!! Дорога ложка к обеду, применение найдем.
Вывод 2: После того, как взяли, надо долго и упорно обрабатывать напильником. Может, что-то толковое и выпилим.

Вывод от меня лично — для войны во Франции данная техника была неплоха. По крайней мере не хуже немецких Пц-2 и чешских Шкод. Но для войны на Восточном фронте в 42 году, была уже абсолютно устаревшей. В первую очередь морально. И категорически не подходила по климатическим и логистическим условиям. Однако нельзя не отметить, что общая убогость конструкции частично возмещалась высокой технологичностью и стоимостью производства. Отсюда и рации на каждой машине, и хорошие приборы наблюдения, и комфорт размещения экипажа, и плавность хода, и высококачественная броня с массой редкоземельных компонентов.
18.10.2014 в 09:28

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
Использование в Северной и Центральной России в зимнее время невозможно в принципе.
изображение
ну да, ну да...
18.10.2014 в 13:56

Чтобы слово прозвучало, должна быть тишина... До и после.
ну да, ну да...

Ну да.
Через 6-8 дней стояния данного танка в обороне, мощность его движка, и без того слабенького, снизится до совсем неприличных величин.
Причем, не важно, двигался ли танк вообще с места за эти дни. Я понимаю, что восемь дней в наступлении - это вечность. за которую танк может быть неоднократно подбит, но не все ж наступать...

Можно и нужно забивать гвозди микроскопом, если ничего другого нет. Можно и нужно использовать Валентайны под Москвой, если они есть, но это не повод утверждать, что нет молотка лучше микроскопа.
18.10.2014 в 19:35

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
В Крыму не всё так однозначно, камрад. Это я тебе как эталонная дочь офицера говорю.

Если М3л, М3с, "Матильда" и "Черчилль" были сняты с заявок, как только прошла ситуация "хоть что-то, но шоб було", то "Валентайн Х" и "Шерман" продолжали запрашиваться и в 1944 году, когда у нас уже были, на минуточку, ИС-2 и Т-34-85. И в отличие от своих отсеявшихся в результате естественного отбора ленд-лизовских собратьев, дошли и до Западной Европы и до Манчжурии... Причем, если американцы нам гнали того же "Шермана", что и себе, то бритты с канадцами последнее время держали их на конвейере исключительно для нужд СССР. ;)

Кстати, у М4А2 первоначально была та же проблема, что и у МК3 - приходилось в войсках наваривать на гусеницы дополнительные грунтозацепы. Затем, по рекламациям советской стороны, их начали уже поставлять с завода с доработанной гусянкой...
04.11.2014 в 11:01

Чтобы слово прозвучало, должна быть тишина... До и после.
TrashTank,

В Крыму не всё так однозначно, камрад. Это я тебе как эталонная дочь офицера говорю.

Не забывай, что ты это говоришь как дочь офицера дочери офицера.
Я в курсе, что все не так однозначно, но мы же с тобой вместе осматривали Т-34-85. Вспомни, какое там качество швов. А еще вспомни, сколько часов в сутки работали эти заводы, и сколько машин они умудрялись за эти сутки выпустить. И о том, что на них умирали от перенапряжения наши женщины и дети, тоже не забывай.
А тут - танки. Почти халявные. По крайней мере, сейчас за них платить не надо и умирать тоже не надо. Понятно, что мысль о том, что потом придется все же заплатить, причем золотом, из голов ГКО не выходила, поэтому и старались брать самое лучшее. Но это лучшее (с тем, что Валентайны были лучшими ленд-лизовскими танками, я никогда не спорил), в России применялось весьма ограниченно и результаты применения этих бронемашин были далеки от идеала. Это тебе не студеры с виллисами.

то "Валентайн Х" и "Шерман" продолжали запрашиваться и в 1944 году, когда у нас уже были, на минуточку, ИС-2 и Т-34-85.

Сдается мне, дорогой друг, ты передергиваешь. Валентайн вдвое легче Т-34 и втрое — ИС-2. Он, скорее, ближе по массе к Т-70. Так что наличие на фронтах Т-34-85 и ИС-2 никак не могло влиять на закупки Валентайнов. Кроме того, смотри вышеизложенное.
По поводу Шерманов ничего толкового сказать не могу, я в них ни в зуб ногой, однако вспоминаются несколько отзывов о нем. Первый — из какой-то передачи про технику Войны по ящику. Рассказывает то ли заряжающий, то ли наводчик, служивший на командирском Шермане — жить, мол, в нем очень комфортно. Места много, салон кожей обит. Но в бою — дрянь машина, а коли подбили, то эта горящая кожа дает столько дыма, что люк не найти, не то что защелку к нему.
А второй отзыв — сугубо американский. Он встречается рефреном чуть ли не во всех мемуарах танкистов: "Конструкторы нас обманули, сказав, что Шерман - это тяжелый танк".
04.11.2014 в 12:55

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
за них платить не надо
ню-ню

Валентайны были лучшими ленд-лизовскими танками
Лучшими из доступных на тот момент (1941-42 гг).

Как ты помнишь, британские танкисты в Африке очень любили М3 "Грант". При том что в РККА М3с люто бешено ненавидели (солдатское прозвище "ВГ-7" или "верная гибель семерых") и всячески высмеивали ("Америка России подарила М3С - шуму много, толку мало, ростом вышел до небес"). Что как бы намекает на качество остальных английских машин вроде "крейсерских" А9, А10 и А13 с отработавшими летный ресурс авиационными двигателями и противотанковой двухфунтовкой - единственной в те годы доведенной до ума туманно-альбионской танковой пушкой, которую ставили на всё, даже тяжелые "Матильды" и "Черчилли" - на их фоне сарай с вмонтированной в корпус 75-мм гаубицей заруливал фошыздов и самураев на раз-два (хотя и на нем тоже стоял авиационный звездообразный двигатель, требовавший высокооктанового этилированного бензина, которым не раз травились наши мехводы, привыкшие продувать бензопровод непосредственно ртом).

Затем почетное место "лучшего танка ленд-лиза" с января 1943 года занял "Генерал Шерман" (к маю 1945 поставлено 4063 М4А2, из них 2073 М4А2(76)W, принято 3664 машин). В его оценке и наши и британцы были единодушны - этот дареный конь пришелся всем по нраву)))

результаты применения этих бронемашин были далеки от идеала
Справедливо для ВСЕХ машин тащемта. Результаты применения первых Т-34 и КВ тоже были совсем не идеальны...

Валентайн вдвое легче Т-34 и втрое — ИС-2. Он, скорее, ближе по массе к Т-70
Нишу Т-60/Т-70 в ленд-лизе занимал легкий "Стюарт" (М3 и М3А1). Правда в 1942-43 гг их поставили чуть больше 1200 штук. А "Валентин" с его 65-мм броней работал линейным танком, поэтому и сопоставляем с Т-34-85, который работал им же. А ИСы - это да, "илита, ёпта", тяжелые танковые полки прорыва по умолчанию получали статус "гвардейских". И не за красивые глаза.

По поводу Шерманов ничего толкового сказать не могу, я в них ни в зуб ногой
Почитай воспоминания Д.Ф. Лозы "Танкист на иномарке". Весьма познавательное чтиво.
изображение
Австрия, май 1945.

жить, мол, в нем очень комфортно
"Лучший танк для службы в мирное время"(тм). В возимый ЗИП входил даже примус!

Конструкторы нас обманули, сказав, что Шерман - это тяжелый танк
Ну в те годы, когда Pz. IV считался тяжелым, это было не так далеко от истины. А вот когда появились "Тигры" с "Пантерами"... Я тебе не говорил, кстати, что лучшим из фошысских танчиков считаю именно Pz. V???)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии