Один подбитый танк - это непогибший взвод пехоты
10.01.2010 в 22:16
Пишет TrashTank:В июле 1941 года в Великобританию отправилась специальная закупочная комиссия для анализа имеющейся матчасти в королевских бронетанковых войсках. Выбор был сделан в пользу танков MkII «Матильда» и MkIII «Валлентайн», которые лучше всего подходили условиям эксплуатации и тактике применения советской БТТ. читать дальше
По своим ТТХ MkIII напоминал Т-50, а «Матильда» по уровню защищенности соответствовала КВ (по вооружению – среднему танку). Главным условием заказа было немедленное начало поставок и комплектование танков дизельными двигателями.
16 августа правительство Черчилля предоставило СССР кредит в 10 млн фунтов стерлингов, в счет которого собиралась осуществлять поставки вооружений. Однако первые поставки производились за наличный расчет, а с 6 сентября Великобритания и с 7 ноября США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе (он же займ-аренда).
Первые 20 английских танков прибыли в Архангельск 11 октября с караваном PQ-1.
Первым получил английские танки 1 декабря 1941 года 136-й отб, действовавший на Можайском направлении (10 Т-34, 10 Т-60, 9 MkIII и 3 MkII, сформирован в Горьком 10 ноября 41-го). Все экипажи были неопытными, поэтому к 10 декабря было поломано 2 MkII, 5 MkIII, 1 Т-34 и 4 Т-60, и лишь с 15 декабря 136-й отб смог совместно с 20-й тб принять участие в контрударе под Москвой.
Всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 MkII и 259 MkIII, однако 30% из них было потеряно по техническим причинам. Еще в 41-м в городах Горький и Казань были открыты 15-дневные курсы по освоению английских машин, а к марту 42-го подготовкой экипажей к эксплуатации иностранных танков занимались уже 23 из 38 учебных танковых полков.
Летом-осенью 1942 года к ним добавились американские «Стюарт» и «Генерал Ли» и английские «Тетрарх» и «Черчилль», успевшие принять участие в Сталинградском сражении и битве за Кавказ. Да и вообще в течение 1942 года количественный процент иностранной БТТ был наиболее высоким за всю войну.
В начале 1942 года представители ГБТУ обобщили боевой опыт применения MkII и MkIII.
Плюсы MkII:
Бронепробиваемость 40-мм орудия несколько выше, чем у 45-мм ПТО обр. 1938 г. Лучшая безотказность трансмиссии и управляемость на бездорожье, чем у КВ. Характерное для всех английских танков большое количество литых деталей (минимум сварных швов) и высокое содержание цветных металлов в бронелистах, что снижает риск поражения экипажа осколками брони при попаданиях без пробития. Фальшборт толщиной 20-25 мм закрывает подвеску и борта танка.
Минусы MkII:
Пространство за фальшбортом быстро забивается грязью и снегом, что требует частых остановок для очистки (каждые 2-3 км в условиях сильной загрязненности) и ухудшает поворотливость. Также наличие фальшборта затрудняет смену гусеницы в боевых условиях. Недостаточная удельная мощность (7,5 л.с./т против 8,1 л.с./т у КВ) снижает быстроту маневра на пересеченной местности. Слабость 40-мм орудия при стрельбе по живой силе и огневым точкам противника.
Вывод:
Практику именования танков союзников «каракатица», «шарманка» и др. прекратить. Прием танков MkII продолжить. Заказать с 1942 года танки «Матильда» модификации «CS», снабженные 76-мм орудием с баллистикой танковой пушки Л-10 обр. 1936 г.
Матильда:

Про MkIII:
Проходимость в зимних условиях хорошая (до 50-60 см снега), при гололедице необходимы шпоры. Орудие действовало безотказно (возможен недокат при первых 5-6 выстрелах из-за запустения смазки). Наблюдение в приборы и щели хорошее. Броня хорошего качества (см. выше). После 150-200 моточасов снижается мощность двигателя. Личный состав знает машины удовлетворительно, командиры и техники – слабо. С трудом заводились на морозе и держались все время в горячем состоянии, что сильно снижает моторесурс. Плохое сцепление гусениц с грунтом. Большая уязвимость тележек подвески, при выходе из строя переднего катка танк теряет ход. Нет ОФ снарядов к 40-мм пушке.
Вывод:
MkIII – хорошая боевая машина, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника. Рассмотреть возможность установки на танки MkIII 45-мм орудия обр. 1938 года (в декабре 1941 ОКБ №92 разработало проект вооружения MkIII установкой ЗИС-95 с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ, и MkII установкой ЗИС-96 с 76-мм пушкой обр. 1941 г. и пулеметом ДТ, в производство принято не было). Разработать ОФ снаряд калибра 42-мм (заводом №179 в марте 42-го испытан осколочный выстрел с гранатой из сталистого чугуна, с мая 1942 запланирован серийный выпуск патронов для данного типа снаряда).
Валлентайн:

«Шерман» конструктивно был выше и уже Т-34, и это приводило к тому, что он довольно легко заваливался при поворотах. Подвеска была довольно архаичная – тележечная, но зато она не съедала, как свечная, внутреннее пространство, которого, впрочем, и так было достаточно.
Кроме пяти человек экипажа (один из них – помощник механика-водителя, функции которого в Т-34 исполнял радист-стрелок) «эмча» могла при необходимости принять на борт еще пятерых бойцов танкодесантников.
Да и вообще обитаемость танка была гораздо выше всех советских образцов, один только двухконфорочный примус чего стоил! (Воистину "лучший танк для службы в мирное время").
Нос танка был задран кверху, что не очень хорошо с точки зрения маскировки, наши новые машины отличались довольно низким силуэтом.
Лобовик довольно толстый, но «Пантера» и «Тигр» прошивают с 1000 метров. Самим же «эмчистам» приходится маневрировать, чтоб поразить фашистского зверя в борт.
Зато под орудие сделана подставка – чтоб не черпануть стволом земли на ухабах.
Бензин высокооктановый – вспыхивает мгновенно. Американские танкисты прозвали свой М4 «спиртовкой».
Советские М4А2 с дизельным двигателем с такой проблемой не сталкивались.
Пороха высокой очистки и индивидуальная упаковка 75-мм снарядов в картонные чехлы исключают детонацию боекомплекта – взрываются по одному, а не все разом, снося башню и раскидывая металлические обломки во все стороны, от чего часто гибли наши раненные танкисты, отползающие от горящей «тридцатьчетверки» (на поздних версиях это печальное явление удалось изжить перераспределением боеукладки).
Гусеницы заявлены более широкие, чем на Т-34. Однако в первых поставках из-за слишком гладких траков приходилось наваривать на них «пальцы» непосредственно в боевых подразделениях. Впоследствии машины комплектовались гусеницами, улучшенными заводским способом.
Такая оперативность достигалась за счет присутствия в каждой «шерманской» бригаде специального представителя предприятия-изготовителя, который во-первых принимал рекламации от танкистов по поводу эксплуатации машины, а во-вторых не давал механикам ковыряться в механизмах, опечатанных заводскими пломбами.
Рация на танке была выше всяких похвал! Радиоприборы с подбитых танков обязательно снимались и распространялись по приданным танкам вспомогательным подразделениям, ибо связь в бою – великая вещь! А у наших танков она была на весьма пещерном уровне. Про флажковую сигнализацию я вообще молчу…
И еще один приятный момент: в каждом привезенном из-за океана «Шермане» находился подарок русским танкистам от американских рабочих: бутылка виски и несколько банок консервов. Поначалу до адресата они не доходили: танки плывут на корабле, разгружаются в порту, накапливаются на складах, формируются в тылу – а кушать хочется всем.
Затем пролетарии смекнули: при подготовке к транспортировке канал ствола в трех местах закупоривается пробкой из пушечного сала: дуло, казенник и середина ствола, поэтому если спрятать жратву между ними, то никто, кроме танкистов, производящих расконсервацию танка, ее не найдет.
Вывод:
В целом «Шерман» - надежная боевая машина с мощной пушкой и приличной броней. Советские «эмчисты» закончили войну в Вене, Берлине, Праге, Манчжурии. Сами американцы соорудили около 48 тысяч М4 всех модификаций! А это значит, что по массовости выпуска в течение войны «Генерал Шерман» находится на втором месте в мире – сразу после Т-34.
Герой Советского Союза гвардии лейтенант В.А.Галкин (7-й гв. кавкорпус, 31-й танковый полк) принимает заслуженную награду.

URL записи