"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
Индийская газета The Business Standard распространила сообщение о том, что в Индии проведены испытательные танковые поединки между российскими Т-90 и индийскими Arjun. Официальные результаты пока не опубликованы, но The Business Standard со ссылкой на военные источники утверждает, что индийский танк превзошел российский по всем показателям.
читать дальше
В сравнительных испытаниях, которые продолжались неделю и проходили неподалеку от полигона Биканер в штате Раджастан, приняли участие по 14 танков Arjun и Т-90. Каждый выполнил три тактических задания: марш-бросок на 50 километров по пустыне; преодоление водных преград глубиной 1,5-1,8 метра; стрельба в покое и движении. Каждый из танков проехал всего 150 километров и совершил 30-50 выстрелов. По данным индийской газеты, Arjun показал «превосходные результаты», быстро перемещаясь по пересеченной местности, обнаруживая и поражая движущиеся и стационарные цели. Подробности о действиях Т-90 не сообщаются.
Руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок:
- Индия проводит планомерную диверсификацию (одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства) вооружения сухопутных войск. Над танком Arjun работают опытнейшие немецкие компании Krauss-Maffei (двигатель), Renk (автоматическая трансмиссия), Diehl (гусеницы) и голландская фирма Oldelft. Я допускаю, что они сумели обогнать по некоторым параметрам наш танк Т-90, и индийская газета опубликовала правду, хотя по выше названым причинам индийский Arjun супер танком назвать трудно. Однако нам от этого не легче. Похоже на индийском рынке бронетехники у России появились серьёзные проблемы.
Эксперт информационно-аналитического центра «Оружие ХХI века» капитан второго ранга Александр Сурпин:
- Индийский танк по своей идеологии на 15 лет старше нашего. Тактико-техническое задание на производство нового танка индийская армия разработала еще в 1972 году. Над проектом начали работать в 1974 году. Первый опытный образец Arjun был создан в 1984 году. С тех пор идут испытания, доработки. Arjun должен был поступить на вооружение Индии еще в 1990-х годах, однако на испытаниях танка регулярно обнаруживались серьезные неполадки. В 2007 году индийская армия получила 16 машин, однако они вскоре были возвращены на завод из-за множества технических недостатков. В частности, Arjun не мог действовать днем в условиях пустыни, поскольку его корпус перегревался, что в свою очередь сказывалось на бортовых системах наведения и приводило к сбоям в работе двигателя.
Наш Т-90 создавался в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. В нем реализованы более свежие конструкторские решения. У нас лучше сравнительные характеристики. Судите сами.
Arjun способен развивать скорость до 72 километров в час по шоссе и до 40 километров в час по пересеченной местности. Танк оборудован системой лазерного наведения и приборами ночного видения. Основное вооружение танка представлено 120-миллиметровой нарезной пушкой. Кроме того, танк вооружен противотанковыми ракетами и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.
Т-90 способен развивать скорость до 70 километров в час по шоссе и до 50 километров в час по пересеченной местности. Танк оборудован системами автоматического наведения, ночного видения, лазерным дальномером. В качестве основного орудия используется 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, которая способна стрелять как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами. Дополнительное вооружение представлено пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.
Танк Т-90 имеет меньший вес и меньшие габариты при более мощном вооружении и высокой мобильности на пересеченной местности. Для нашего танка характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов ; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях пустыни, высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку специалистов.
Эксперт Фонда стратегической культуры полковник Юрий Рубцов:
- Вероятно, это свидетельство обострившейся конкурентной борьбы. С февраля 2009 года первые танки Arjun начали поступать на вооружение индийской армии. Пока планируется поставить 45 единиц. Но аппетиты индийского военно-промышленного комплекса растут. В индийских вооруженных силах в настоящий момент имеется 59 танковых полков. Большинство из них требуется перевооружить более современной техникой. Разворачивается жестокая борьба за госзаказы. Часть индийского ВПК и военных настаивают на перевооружении армии нашими Т-90, другая часть — за Arjun. У каждой из групп — свои интересы, в том числе и материальные.
Индия собирается произвести у себя по лицензии до 1000 танков Т-90. Те, кто сделал ставку на Arjun, пытаются «отбить» хотя бы часть госзаказа. Нынешний «наезд» на русский танк далеко не первый. 28 июля 2005 года министр обороны Пранаб Мукэрджи сообщил парламенту, что «танк Arjun по своим характеристикам превосходит российский танк Т-90». По его словам, индийский танк превосходит российский по отношению огневой мощи к боевому весу, лучшим возможностям по стрельбе в движении в дневных условиях и в сумерках, в продолжительности эффективного вождения танка, так как индийская машина обладает лучшими условиями для работы экипажа, чем российский танк. «Танк Arjun прошел все испытания и подтвердил высокие характеристики», заявил министр обороны.
Но тогда схватку выиграли сторонники Т-90. В 2006 году Индия закупила 347 танков Т-90 в дополнение к имеющемуся уже парку, который насчитывал 310 машин. Кстати, первые 310 танков Т-90 Индия заказала в России еще в 2001 году. 186 единиц из указанной партии были собраны на индийском машиностроительном заводе вблизи города Мадрас. В 2007 году Индия дополнила прежние контракты еще тысячей машин. По условиям соглашения, все танки будут собираться в Индии по лицензии.
Если оценки, опубликованные индийской газетой, найдут официальное подтверждение, Индия, вполне возможно, прекратит закупать дополнительные партии Т-90 в России. Хочется надеяться, что наш Оборонэкспорт предпримет достаточные меры для того, чтобы ничего подобного не случилось.
![](http://www.kaliteliresimler.com/data/media/55/T-90_tank.jpg)
Т-90С "Бхишма" индийской армии
ТТХ
Боевая масса, т.: 46,5
Пушка, тип: 2А46М-2 пушка 125 мм, гладкоствольная, стабилизированная в двух плоскостях наведения
Калибр, мм: 125
Боекомплект, выстр.: 42 снаряда (из них 22 в автомате заряжания)
Мощность двигателя, кВт (л.с.): 1000
Максимальная скорость движения, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 550
Глубина преодолеваемой водной преграды, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)
![](http://media.moddb.com/images/groups/1/3/2074/arjun_03.jpg)
Основной боевой танк "Арджун", Индия.
ТТХ
Масса, т: 58.5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 450
Мощность двигателя, л.с. :1400
Калибр основного орудия, мм: 120
Боекомплект основного орудия, шт.: 39
Глубина преодолеваемой водной преграды, м: 1.8
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4608/elberet545.51/0_5e10e_652f340d_XL.jpg)
Торжественная сдача первых танков "Арджун" в Индии.
URL записи
Наши же СМИ пытаются увеличить продажи Т-90 путем публикации примерно таких сообщений:
Российский танк Т-90С в ходе испытаний, прошедших в экстремальных климатических условиях в пустыне Сахара, оставил далеко позади свои французские, немецкие и американские аналоги. Когда РФ доставила Т-90С на эти испытания, их устроители были очень удивлены - почему был привезён всего один танк, и что Россия будет испытывать, если он выйдет из строя. При этом Т-90С оказался единственным танком, прошедшим все испытания - остальные были вынуждены покинуть их по причине разных поломок. В частности, танк Т-90С смог на отлично справиться с поставленными задачами в условиях нулевой видимости при песчаной буре.
Однако не все так гладко. Наши танки могут потерять не только внешний, но и внутренний рынок. Так, в недрах Министерства Обороны образовалась партия сторонников замены Т-90 на "Леопард-2".
«Вооружение и военная техника, выпускаемые российскими оборонными предприятиями для Сухопутных войск, отстают по своим характеристикам от аналогичных систем НАТО и даже Китая» - Такое заявление сделал главком Сухопутных войск Александр Постников на заседании комитета Совета федерации по обороне и безопасности.
Генерал проиллюстрировал ситуацию на примере основного боевого танка Т-90, который "на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72", выпускавшегося с 1973 года. При этом стоимость одного такого танка в настоящее время составляет 118 млн рублей за единицу.
Упомянутый генералом немецкий боевой танк "Леопард 2" выпускается с 1979 года. За это время машина прошла шесть основных программ модернизации. Сейчас он выпускается в версии 2A6, а с 2012 года начнется серийное производство 2A7+. На недавнем салоне вооружений и военной техники Eurosatory-2010 в Париже этот танк был чуть ли не главным экспонатом. В настоящее время средняя стоимость одного "Леопарда 2A6" составляет около $6 млн (приблизительно 172 млн рублей).
Несмотря на разницу в стоимости в пользу отечественного танка, слова генерала Постникова нужно воспринимать всерьез - они отражают позицию Минобороны. Об этом в интервью "Известиям" заявил и первый замминистра обороны Владимир Поповкин: "Если этого нет у нашей промышленности, почему этого не должно быть у нашей армии?". Таким принципом военное ведомство в последнее время объясняет необходимость покупки десантных вертолетоносцев "Мистраль". Этим же был продиктован отказ от отечественных бронеавтомобилей "Тигр" в пользу итальянских IVECO. Начата закупка британских и австрийских снайперских винтовок, так как их современный отечественный аналог только проходит испытания. Можно вспомнить и историю с беспилотниками, на разработку которых Минобороны сначала потратило 5 млрд рублей, а в итоге вынуждено было покупать аналогичную технику у Израиля. Теперь впервые военные заговорили о покупке танков за рубежом.
- Основные претензии к танку Т-90 сегодня связаны с его недостаточной живучестью, - рассказал "Известиям" Владимир Неволин, главный конструктор бронетанковой техники единственного оставшегося в стране танкостроительного предприятия - "Уралвагонзавода". - Его недостаток - размещение в одном объеме людей, боекомплекта и топлива. В любом случае при пробитии брони неизбежно возгорание топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути отделения людей от топлива и боеприпасов. Кроме того, необходимо применение дистанционно управляемого вооружения. Эти принципы были реализованы в нашем перспективном изделии - "объекте 195". В нем, например, башня танка была уже без экипажа. Но такой проект оказался никому не нужен.
Информированный источник "Известий" в Минобороны заявил, что военное ведомство "вряд ли на самом деле станет покупать немецкие "Леопарды". Но показательно, что закупка Т-90 приостановлена, а все работы по проекту "объект 195" закрыты как "бесперспективные". Единственный выход у наших оборонщиков это экспорт продукции. Несмотря на критику военных, отечественные танки, созданные на базе Т-72, пользуются большим спросом в Алжире, Индии, Китае и Пакистане. Кстати, Индия, объявив о создании своего танка "Арджун", который позиционируется как лучший в мире, повторно купила у Москвы партию из трехсот Т-90.
![](http://www.fprado.com/armorsite/Leo2_Pics/LEOPARD2A6-BIG-svg-08.jpg)
Основной боевой танк Леопард 2А6. Германия.
ТТХ
Экипаж, человек 4
Боевая масса, т 59,9
Основные размеры, м:
длина с пушкой вперед 11,29
длина по корпусу 7,72
ширина по бортовым экранам 3,74
высота по крыше башни 2,64
высота но перископу командира 3
Клиренс, м 0,5
Ширина трака, м 0,635
Боекомплект:
пушки, выстрелов 42
пулеметов, патронов 5 500
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе 72
задним ходом 31
Мощность двигателя, л.с. 1 500
Масса двигателя, кг 2 590
Масса силового блока, кг 4 840
Преодолеваемые препятствия:
ров шириной, м 3
вертикальная стенка высотой, м 1,1
подъем крутизной, град 30
крен крутизной, град 15
водная преграда (брод) глубиной, м:
без подготовки 1
после подготовки 2,35
с ОПВТ 4
Запас хода по шоссе, км 550
Емкость топливных баков, л 1 200
Корпус ОБТ имеет дополнительное бронирование в передней части, а башня - броневые модули в передней части и листы на крыше. Внутри машины установлен противоосколочный подбой. Для защиты ходовой части по обеим сторонам корпуса имеются бортовые экраны. Ступицы опорных катков закрыты бронированными колпаками.
![](http://img199.imageshack.us/img199/9878/p6169128.jpg)
Леопард 2А7+. Финальная модификация. Вес может доходить до 70 тонн.
Военные эксперты смоделировали танковый бой между Т-90 и "Леопардом" 2А6
Математически смоделировав бой между российским и немецким танками, эксперты пришли к выводу, что в реальном сражении "Леопард" даже не успеет приблизиться к Т-90 на расстояние выстрела.
"Для танка главное - это огневая мощь и защита. Если сравнивать "Леопард" и Т-90 по огневой мощи и дальности - мы превосходим. По броне тоже превосходим", - рассказал РИА Новости Юрий Коваленко, занимавший пост заместителя начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ в 2004-2007 гг.
По его словам, свои возможности российский танк показал еще в 2005 году на соревнованиях в Саудовской Аравии, где его соперниками были американский "Абрамс" и немецкий "Леопард". При высоких температурах в условиях сильнейшей запыленности Т-90 смог достойно выдержать эти "бега". Он хорошо показал себя по проходимости и по стрельбе.
По оценкам экспертов, в возможной "дуэли" российского с немецким танком победа с большей долей вероятности достанется Т-90. У отечественной модели есть система управляемого вооружения, которая позволяет поражать цели на расстоянии до пяти километров. "Леопарду" для точного выстрела нужно приблизиться к противнику на 2.5 километра. Отличаются и габариты танков. "Леопард" больше, а значит, и попасть в него проще. Кроме того, "Леопард" менее поворотлив, считают эксперты.
![](http://img.beta.rian.ru/images/27426/20/274262018.jpg)
Разработка танка Т-90 началась в середине 80-х годов, когда было решено создать глубоко модернизированный вариант основного на тот момент советского танка Т-72. В связи с распадом СССР, потребовалось создать танк, производство которого не зависело бы от поставок из других республик бывшего СССР. Т-90 значительно отличается от прежних машин, имея более совершенное оборудование, новейший комплекс управляемого вооружения, и значительно более сильную защиту – включающую не только классическую броню и ставшие уже привычными пластины ДЗ, но и системы электронного подавления, либо комплекс активной защиты.
Танки Т-90 на полигоне в Раменском
Российский Т-90С называют "летающим танком". Он весит всего 46.5 тонн, что гораздо легче многих зарубежных моделей, практически не имеет равных по скорострельности и способен уничтожить любую бронетехнику противника на расстоянии до пяти километров.
"Т-90С не уступает зарубежным образцам третьего поколения. У него есть автоматизированная система управления огнем, надежная броня и хороший запас хода", - рассказал конструктор бронетанковой техники Владимир Неволин.
Боевая машина оснащена автоматической системой управления огнем. Она позволяет обнаруживать цели и днем, и ночью независимо от погодных условий. Прицел оборудован обновленной тепловизионной камерой, которая значительно увеличивает обзор.
Реактивная броня защищает Т-90С от бронебойных и подкалиберных снарядов. Уклониться от попадания противотанковых управляемых ракет позволяет комплекс подавления "Штора". Пока противник еще только наводит прицел, система уже оповещает экипаж об опасности и создает дымовую завесу. Танк становится "невидимым" для врага.
Модель обладает высокими скоростными характеристиками. Мощность двигателя в 1000 л.с. обеспечивает боевой машине скорость на шоссе до 60 километров в час, на пересеченной местности - до 45.
По словам экспертов, танк хорошо показал себя во время марша по индийской пустыне при температуре плюс 50 градусов и сумел преодолеть тысячи километров по малайским джунглям.
За высокие боевые и ходовые качества Т-90С пользуется популярностью за рубежом. Российский ракетно-пушечный танк стоит на вооружении армий Индии, Алжира и Саудовской Аравии.
Закрытый показ российской бронетехники в Жуковском
НПК «Уралвагонзавод» объявил о намерении представить в сентябре 2011 года танк следующего поколения Т-90АМ.
По словам гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Олега Сиенко, танк доработан с учетом замечаний Минобороны: «На совещании 8 декабря 2009 года мы услышали много критики от военных в наш адрес, я считаю, критика совершенно справедливая. Они указали на недостатки машины – это двигатель, коробка передач, заряд, возможности кругового обзора и множество других вещей».
После этого на предприятии была создана рабочая группа и за пять месяцев устранены все замечания. В частности, на 130 лошадиных сил увеличена мощность двигателя , сделаны соответствующий требованиям ствол, коробка передач, панорамный обзор, совершенно другая, защищенная пулеметная установка. Также усовершенствован программно-технический комплекс, улучшен автомат заряжания.
Уралвагонзавод (город Нижний Тагил Свердловской области) – крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, контейнеров-цистерн; а также одно из крупнейших в мире предприятий танкового машиностроения. Кроме того, завод участвует в изготовлении оборудования космодромов для запуска искусственных спутников Земли. Предприятие на 100% принадлежит государству.
![](http://s52.radikal.ru/i135/1011/9d/2b9d5ba57b8e.jpg)
Т-90 против М1 «ABRAMS»
![](http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/0news/wallpaper-2008-01/wlppr_2008_xlptv_f14.jpg)
![](http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/0news/wallpaper-2008-01/wlppr_2008-047.jpg)
Танки Т-90 и М1А1 «Абрамс» являются типичными представителями советской и западной школ танкостроения, в которые заложены различные конструкторские и технологические идеи.
Т-90, глубокая модернизация хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-72, был создан уже после распада СССР. Основное вооружение танка - модернизированная версия 125-мм гладкоствольного орудия 2А46М2.
Бронирование танка возросло практически в три раза по сравнению с первыми модификациями Т-72 и включает как мощную пассивную броню, с пакетами «полуактивного» типа, так и встроенную динамическую защиту, что позволил обеспечить высокий уровень защиты, не выходя за весовые ограничения, обусловленные удобством транспортировки и стратегической мобильности.
В качестве силовой установки танке установлен достаточно надежный дизельный двигатель В92С2. При боевой массе танка 46.5 тонн его удельная мощность составляет 21 л.с./т.
С переходом к производству нового типа сварной башни возможности по усилению бронирования возросли. Для компоновки Т-90 характерна высокая плотность. Это имеет как преимущества, так и недостатки. Плотная компоновка позволяет создать высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Соответственно меньший внутренний объем (для танка Т-90 11,8 м3) требует меньшей массы бронирования. Недостатком является размещение неавтоматизированной части боекомплекта без каких-либо средств защиты в боевом отделении.
В качестве основного орудия на танке, «Абрамс» начиная с модификации М1А1 установлена 120-мм пушка М256, которая является модифицированной версией немецкой пушки Rh-120. Отсутствие «чистого» ОФ снаряда снижает эффективность против пехоты. Компенсируется наличием кумулятивно-осколочных снарядов и вольфрамовой картечи. Отсутствие в боекомплекте управляемых снарядов уменьшает реалистичную дистанцию боя примерно до полутора ( километров.
Бронирование танка включает многослойную композитную броню, включая элементы из обедненного урана.
Компоновка танка М1 «Абрамс» является типичной для западного подхода к танкостроению, в результате чего, забронированный объем танка составил 19,7 м3, что, практически вдвое превышает этот показатель для Т-90. Преимуществом «Абрамса» является изолированное размещение боекомплекта в башне и корпусе в бункерах, снабженных «вышибными» пластинами. За этим преимуществом кроится и недостаток – размещение основной части боекомплекта в башне, наиболее уязвимой к обстрелу.
В качестве силовой установки танке установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 выполненный в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией, по сравнению с дизельным двигателем расход топлива у ГТД значительно выше. Его удельная мощность составляет 26.2 л.с./т для модификации М1А1 весом 57.2 тонн и 24 л.с./т для модификации М1А2 весом 62.5 тонн. Единственный недостаток — в пустыне или любой пыльной местности надо вовремя чистить фильтры.
Сравнение огневой мощи и системы управления огнем
Основным вооружением М1А1/М1А2 является 120-мм гладкоствольная пушка М256. Начальная скорость при использовании выстрела М829А2 1675 м/с. Скорострельность – до 8 выстрелов в минуту, при движении по пересеченной местности скорострельность значительно снижается.
На сегодняшний день основным противотанковым вооружением М1А1 «Абрамс» являются бронебойные подкалиберные снаряды М829А1, М829А2 и М829А3. Также началось производство и поставки в войска нового снаряда М829А3, который представляет серьезную опасность для танка Т-90. Ведутся разработки по созданию управляемого MRM-KE.
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2/4.
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42, 3БM-48 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения «Рефлекс-М» с ракетами 9М119М и 9М119М1. Начальная скорость при использовании выстрела 3БM-44М 1750 м/с. Скорострельность - 6-8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенной мощности для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image005.jpg)
Танки Т-80У и Т-90, оснащенные КУВ «Рефлекс-М» с ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М119М1 «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2-2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника. Комплексы с тандемной БЧ с бронепробиваемостью 850-900 мм типа «Инвар-М» имеют вероятность поражения М1А2 свыше 0,5.
Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение.
Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ПТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000 - 2500 м поразить до 50-60 % танков противника. Естественно, это возможно только в случае если это позволяет рельеф местности. В плане разработки и внедрения в войска новых бронебойных подкалиберных снарядов в последнее десятилетие в РФ продолжается отставание.
Система управления огнем
СУО танка Т-90 - комплекс 1А45 содержит дневной прицел 1Г46 и ночной прицельный комплекс Т01-К01 с прицелом TПH-4.
Дневной прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в плоскости вертикального (ВН) и горизонтального (ГН) наведения. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
Недостатками данного варианта СУО являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. НА Т-90 с тепловизионным прицелом Т01-П02 также осуществляется зависимая стабилизация поля зрения тепловизионного прицела вместе с орудием в плоскости ВН и ГН.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Эсса», поставляемым французской компанией Thales.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/1a45.jpg)
Условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Введение сумматоров, датчиков угла, кинематически связанных с вертикальной осью платформы и горизонтальной осью зеркального отражателя и подключенных к датчикам угла первого прицела и датчику положения, позволяет объединить два автономно работающих прицела в единый прицельный комплекс, в котором обеспечивается синхронное управление линиями визирования двух прицелов и совместное использование технических возможностей каждого из прицелов.
Введение первого корректора позволяет устранить погрешности синхронного слежения линий визирования первого и второго прицелов, обусловленные неточностью их установки на башне.
Введение второго корректора компенсирует погрешность передачи угла от датчика положения и второго датчика, обусловленную неточностью механизмов передачи.
Командир танка Т-90 имеет возможность вести огонь по наземным и воздушным целям из стабилизированной закрытой пулеметной установки. «Абрамс» не оснащен стабилизированной пулеметной установкой.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image007.jpg)
Прицельный комплекс командира танка Т-90 обеспечивает обнаружение, слежение за наземными и воздушными целями и ведение огня из ЗПУ, а также ведение огня из основного вооружения в режиме «дубль». Приводы ЗПУ обеспечивают наведение по вертикали и по горизонтали, а также управление огнем зенитного пулемета.
Электромеханический привод вертикального наведения (ВН) предназначен для автоматического наведения зенитного пулемета в вертикальной плоскости. Привод обеспечивает следующие режимы работы, режим «Автомат» - режим отслеживания ЗПУ стабилизированного положения зеркала прибора ТКН-4С в диапазоне углов от -4° до +20°; режим «Полуавтомат» - режим управления ЗПУ независимо от стабилизированного зеркала прибора ТКН-4С (скоростной привод). «Ручной» - режим ручного наведения ЗПУ но всем диапазоне углов.
Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка.
Этот недостаток был устранен только на модификации М1А2. На М1А2 установлен панорамный тепловизионный прибор командира, это дает значительные преимущества командиру «Абрамса» при поиске целей.
На «Абрамсе» установлена достаточно современная система управления огнём. В основной прицел наводчика GPS встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Дневной канал имеет две кратности увеличения 3 и 10. Поле зрения стабилизировано в вертикальной плоскости.
Имеется также вспомогательный телескопический нестабилизированный прицел М920 с 8-кратным увеличением. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика.
На танке М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.
Основой системы управления огнекм танка М1А2 является электронный блок управления огнем (FCEU), разработанный фирмой "Дженерал дайнэмикс ленд системз". Это модульная система, которая включает устройства, поставляемые фирмами "Тексас инструментс", "Виста контрол" и "Хьюз эркрафт". Электронный блок управления огнем координирует цифровую стабилизацию независимого тепловизионного прибора командира (CITV), основного прицела наводчика (GPS) и привода пушки/башни (GTD). Командир может использовать свой независимый тепловизионный прицел для обнаружения и захвата цели и может переключаться с широкого сектора обзора на узкий с 10х увеличением. Он имеет все возможности вести огонь, передавать ведение огня наводчику и продолжать поиск следующей цели. Этот процесс известен как режим «поиска и уничтожения противника» и является важным усовершенствованием по сравнию с М-1А1, на котором наводчик и командир пользуются одним и тем же прицелом.
К преимуществам Т-90 в обороне относится наличие оборудования для самоокапывания предназначено для отрытия индивидуальных окопов. Все элементы оборудования для самоокапывания расположены на нижнем носовом листе корпуса танка. Кроме того имеется возможность применения управляемого вооружения в широких пределах углов снижения и возвышения пушки (-15 и +20 град по горизонтали), что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям и по наземным целям из-за укрытий местности.
Сравнение защищенности
Башня танка М1А1 состоит из наружной и внутренней стальных бронеплит соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты бронирования из металлических и композитных материалов.
Для наполнителей на основе тонких металлических пластин (например, из обедненного урана) с размещенным между ними керамическим или композитным материалом (GPR, поликарбонат) характерна невысокая стойкость при попадании. После попадания атакующего боеприпаса листы пакета "чобхэм" деформируются со снижением эффективности, возможны срывы креплений слоев пакета.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image008.jpg)
При сравнении башен Т-90А и М1А2 видна уязвимость бортов башни (М1А2 «Абрамс») в пределах безопасных курсовых углов. Благодаря своей конструкции башня Т-90 обеспечивает наиболее равномерную защиту в пределах наиболее вероятных углов обстрела.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image010.jpg)
Схема бронирования борта башни М1А2. Наружная плита, пакет из комбинированного наполнителя и тыльная плита. Пакет наполнителя на основе «отражающих листов» занимает около 1/3 части ниши, что является малоэффективным использованием габаритов бронирования.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image002.jpg)
Разрушение кормовой ниши «Абрамса» с вышибными пластинами в результате попаданий ПТС.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/05.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/01.jpg)
Проломы нижней плиты забашенной ниши при детонации боекомплекта:
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/09.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/0.jpg)
Анализ повреждений танков «Абрамс» в ходе боевого применения в Ираке показывает, что «вышибные» пластины далеко не всегда работают штатно. «Протектированые» топливные баки «Абрамса» также не предохраняют танк от пожара при попадании РПГ.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/11.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/12.jpg)
Бронирование башни танка Т-90 относится к “полуактивному” типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования “полуактивного” типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины.
Кроме этого, на танке также применен комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5» этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Комплекс обеспечивает мощный боковой импульс, позволяющий дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image009.gif)
На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°. В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера. В итоге от заявленных разработчиками противотанковых средств обеспечивает только половина лобовых участков башни. На танке Т-80У и Т-80УК динамическая защита установлена намного лучше. Башня прикрыта ДЗ во всем защищаемом секторе без ослабленных зон, прожектора-постановщики помех из состава КОЭП «Штора-1» установлены над контейнерами ДЗ, а не вместо них.
Применительно к башням танков одним из существенных резервов усиления их противоснарядной защиты или снижения массы стальной основы башни при сохранении существующего уровня противоснарядной защиты является повышение стойкости применяемой для башен стальной брони. На танке Т-90С и Т-90А установлена башня со сварной основой изготовленная из стальной брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) превосходит по противоснарядной стойкости литую броню средней твердости.
Таким образом, при одинаковой массе башня, выполненная из катаной брони, может иметь более высокую противоснарядную стойкость, чем башня из литой брони и, кроме того, в случае применения для башни катаной брони возможно дальнейшее повышение ее противоснарядной стойкости.
Дополнительным преимуществом башни из проката является возможность обеспечения более высокой точности ее изготовления, так как при изготовлении литой броневой основы башни, как правило, не обеспечивается необходимое качество литья и точность отливки по геометрическим размерам и массе, что вызывает необходимость проведения трудоемких и немеханизированных работ по устранению дефектов литья, подгонки размеров и массы отливки, включая подгонку полостей под наполнители. Реализация преимуществ конструкции башни из проката в сравнении с литой башней возможна только тогда, когда ее противоснарядная стойкость и живучесть в местах расположения соединений деталей из катаной брони отвечает общим требованиям по противоснарядной стойкости и живучести башни в целом. Сварные соединения башни Т-90С/А выполнены с перекрытием полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image001.jpg)
Толщина брони бортовых стенок – 70 мм, лобовые броневые стенки имеют толщину 65-150 мм крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. На наружной поверхности лба башни установлены V–образные блоки динамической защиты. На танке Т-90А схема установки ДЗ аналогична Т-90, на экспортном Т-90С, поставляющемся в Индию, схема установки ДЗ усовершенствована добавлены дополнительные блоки ДЗ, комплекс «Штора-1» не устанавливается.
На Т-90 и Т-90А установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами. Комплекс «Штора-1» интегрирован в систему управления огнем танка Т-90.
Выводы
Для любого танка важна уверенность и степень выполнения функциональных обязанностей экипажами, которая усиливаются чувством безопасности при их размещении под возможно лучшей броневой защитой.
Это приводит к отсутствию боязни пробития брони и взрывов или пожара в боевом отделении. В этом вопросе больших успехов достигли американские пропагандисты, которые выдают танк «Абрамс» как практически неуязвимый. На этом фоне успехи российской стороны весьма слабы.
Танк «Абрамс», как и другие его современники, включая Т-80 и Т-90, разрабатывался в годы Холодной войны, поэтому основная защита танка распределена в передней части танка, в пределах курсового угла +35 градусов. Однако в наше время в условиях боев в городе угрозы поражения танку исходят со всех направлений.
Нет смысла поражать мощную лобовую броню, эквивалентная стойкость которой от кумулятивных средств поражения первого поколения с боевыми частями моноблочного типа составляет до 800 мм, когда можно поразить танк в бортовые и кормовые части.
Сложилась ситуация, в которой дорогостоящая (до 7 миллионов долларов) боевая машина теряется в результате поражения из ручного противотанкового гранатомета, стоимость которого не превышает 200 долларов.
![](http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Abrams/oops/abrams_46.jpg)
Чтобы увеличить скорость вращения башни, за башней конструкторы прилепили дополнительный дизельный мотор (ДДМ). А так как ДДМ не являтся жизненно важным элементом (если ДДМ выходит из строя, то башня всё равно вращается, только медленно) то дополнительный двигатель не заключили в основную броневую цитадель, а просто прикрыли стальным коробом с толщиной стенок в полтора сантиметра от шальных пуль и осколков, которая легко пробивается бронебойно-зажигательными пулями крупнокалиберного пулемета вроде советского ДШК образца 1938 года. ДДМ выходит из строя и загорается. Огонь по общей топливной системе (а она у ДДМ общая с основным двигателем) распространяется к основному двигателю и загорается уже весь моторный отсек. От полного задымления и повышения температуры в танке находиться уже невозможно. Пожар распространяется по всем помещениям танка, температура доходит до критической точки и происходит взрыв боекомплекта.
![](http://img12.nnm.ru/6/7/6/2/d/f8417b0b537c1f15bf92e759eb7.jpg)
Еще одной проблемой было отсутствие дистанционно управляемой из под брони пулеметной установки. Но американцы все эти вопросы, в том числе усиления днища корпуса решили путем модернизации TUSK специально разработанной для современных конфликтов малой интенсивности.
Для танка Т-90 решения находятся в виде опытных образцов и патентов, а вопрос защиты бортов от тандемных противотанковых средств не решен даже концептуально.
С начала боевых действий в Чеченской Республике (октябрь 1994 г.) было очень много потерь боевой техники от средств ближнего боя, причины были разные, в том числе и не оснащенность комплексов динамической защиты рабочими элементами (ЭДЗ), недостаточной подготовке экипажей. На данный момент серийных мер аналогичных принятым для танка «Абрамс» для применения в специфических условиях для танков Т-90 не предложено.
читать дальше
В сравнительных испытаниях, которые продолжались неделю и проходили неподалеку от полигона Биканер в штате Раджастан, приняли участие по 14 танков Arjun и Т-90. Каждый выполнил три тактических задания: марш-бросок на 50 километров по пустыне; преодоление водных преград глубиной 1,5-1,8 метра; стрельба в покое и движении. Каждый из танков проехал всего 150 километров и совершил 30-50 выстрелов. По данным индийской газеты, Arjun показал «превосходные результаты», быстро перемещаясь по пересеченной местности, обнаруживая и поражая движущиеся и стационарные цели. Подробности о действиях Т-90 не сообщаются.
Руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок:
- Индия проводит планомерную диверсификацию (одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства) вооружения сухопутных войск. Над танком Arjun работают опытнейшие немецкие компании Krauss-Maffei (двигатель), Renk (автоматическая трансмиссия), Diehl (гусеницы) и голландская фирма Oldelft. Я допускаю, что они сумели обогнать по некоторым параметрам наш танк Т-90, и индийская газета опубликовала правду, хотя по выше названым причинам индийский Arjun супер танком назвать трудно. Однако нам от этого не легче. Похоже на индийском рынке бронетехники у России появились серьёзные проблемы.
Эксперт информационно-аналитического центра «Оружие ХХI века» капитан второго ранга Александр Сурпин:
- Индийский танк по своей идеологии на 15 лет старше нашего. Тактико-техническое задание на производство нового танка индийская армия разработала еще в 1972 году. Над проектом начали работать в 1974 году. Первый опытный образец Arjun был создан в 1984 году. С тех пор идут испытания, доработки. Arjun должен был поступить на вооружение Индии еще в 1990-х годах, однако на испытаниях танка регулярно обнаруживались серьезные неполадки. В 2007 году индийская армия получила 16 машин, однако они вскоре были возвращены на завод из-за множества технических недостатков. В частности, Arjun не мог действовать днем в условиях пустыни, поскольку его корпус перегревался, что в свою очередь сказывалось на бортовых системах наведения и приводило к сбоям в работе двигателя.
Наш Т-90 создавался в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. В нем реализованы более свежие конструкторские решения. У нас лучше сравнительные характеристики. Судите сами.
Arjun способен развивать скорость до 72 километров в час по шоссе и до 40 километров в час по пересеченной местности. Танк оборудован системой лазерного наведения и приборами ночного видения. Основное вооружение танка представлено 120-миллиметровой нарезной пушкой. Кроме того, танк вооружен противотанковыми ракетами и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.
Т-90 способен развивать скорость до 70 километров в час по шоссе и до 50 километров в час по пересеченной местности. Танк оборудован системами автоматического наведения, ночного видения, лазерным дальномером. В качестве основного орудия используется 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, которая способна стрелять как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами. Дополнительное вооружение представлено пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.
Танк Т-90 имеет меньший вес и меньшие габариты при более мощном вооружении и высокой мобильности на пересеченной местности. Для нашего танка характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов ; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях пустыни, высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку специалистов.
Эксперт Фонда стратегической культуры полковник Юрий Рубцов:
- Вероятно, это свидетельство обострившейся конкурентной борьбы. С февраля 2009 года первые танки Arjun начали поступать на вооружение индийской армии. Пока планируется поставить 45 единиц. Но аппетиты индийского военно-промышленного комплекса растут. В индийских вооруженных силах в настоящий момент имеется 59 танковых полков. Большинство из них требуется перевооружить более современной техникой. Разворачивается жестокая борьба за госзаказы. Часть индийского ВПК и военных настаивают на перевооружении армии нашими Т-90, другая часть — за Arjun. У каждой из групп — свои интересы, в том числе и материальные.
Индия собирается произвести у себя по лицензии до 1000 танков Т-90. Те, кто сделал ставку на Arjun, пытаются «отбить» хотя бы часть госзаказа. Нынешний «наезд» на русский танк далеко не первый. 28 июля 2005 года министр обороны Пранаб Мукэрджи сообщил парламенту, что «танк Arjun по своим характеристикам превосходит российский танк Т-90». По его словам, индийский танк превосходит российский по отношению огневой мощи к боевому весу, лучшим возможностям по стрельбе в движении в дневных условиях и в сумерках, в продолжительности эффективного вождения танка, так как индийская машина обладает лучшими условиями для работы экипажа, чем российский танк. «Танк Arjun прошел все испытания и подтвердил высокие характеристики», заявил министр обороны.
Но тогда схватку выиграли сторонники Т-90. В 2006 году Индия закупила 347 танков Т-90 в дополнение к имеющемуся уже парку, который насчитывал 310 машин. Кстати, первые 310 танков Т-90 Индия заказала в России еще в 2001 году. 186 единиц из указанной партии были собраны на индийском машиностроительном заводе вблизи города Мадрас. В 2007 году Индия дополнила прежние контракты еще тысячей машин. По условиям соглашения, все танки будут собираться в Индии по лицензии.
Если оценки, опубликованные индийской газетой, найдут официальное подтверждение, Индия, вполне возможно, прекратит закупать дополнительные партии Т-90 в России. Хочется надеяться, что наш Оборонэкспорт предпримет достаточные меры для того, чтобы ничего подобного не случилось.
![](http://www.kaliteliresimler.com/data/media/55/T-90_tank.jpg)
Т-90С "Бхишма" индийской армии
ТТХ
Боевая масса, т.: 46,5
Пушка, тип: 2А46М-2 пушка 125 мм, гладкоствольная, стабилизированная в двух плоскостях наведения
Калибр, мм: 125
Боекомплект, выстр.: 42 снаряда (из них 22 в автомате заряжания)
Мощность двигателя, кВт (л.с.): 1000
Максимальная скорость движения, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 550
Глубина преодолеваемой водной преграды, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)
![](http://media.moddb.com/images/groups/1/3/2074/arjun_03.jpg)
Основной боевой танк "Арджун", Индия.
ТТХ
Масса, т: 58.5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 450
Мощность двигателя, л.с. :1400
Калибр основного орудия, мм: 120
Боекомплект основного орудия, шт.: 39
Глубина преодолеваемой водной преграды, м: 1.8
11.05.2011 в 11:04
Пишет BabyDi:![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4608/elberet545.51/0_5e10e_652f340d_XL.jpg)
Торжественная сдача первых танков "Арджун" в Индии.
URL записи
Наши же СМИ пытаются увеличить продажи Т-90 путем публикации примерно таких сообщений:
Российский танк Т-90С в ходе испытаний, прошедших в экстремальных климатических условиях в пустыне Сахара, оставил далеко позади свои французские, немецкие и американские аналоги. Когда РФ доставила Т-90С на эти испытания, их устроители были очень удивлены - почему был привезён всего один танк, и что Россия будет испытывать, если он выйдет из строя. При этом Т-90С оказался единственным танком, прошедшим все испытания - остальные были вынуждены покинуть их по причине разных поломок. В частности, танк Т-90С смог на отлично справиться с поставленными задачами в условиях нулевой видимости при песчаной буре.
Однако не все так гладко. Наши танки могут потерять не только внешний, но и внутренний рынок. Так, в недрах Министерства Обороны образовалась партия сторонников замены Т-90 на "Леопард-2".
«Вооружение и военная техника, выпускаемые российскими оборонными предприятиями для Сухопутных войск, отстают по своим характеристикам от аналогичных систем НАТО и даже Китая» - Такое заявление сделал главком Сухопутных войск Александр Постников на заседании комитета Совета федерации по обороне и безопасности.
Генерал проиллюстрировал ситуацию на примере основного боевого танка Т-90, который "на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72", выпускавшегося с 1973 года. При этом стоимость одного такого танка в настоящее время составляет 118 млн рублей за единицу.
Упомянутый генералом немецкий боевой танк "Леопард 2" выпускается с 1979 года. За это время машина прошла шесть основных программ модернизации. Сейчас он выпускается в версии 2A6, а с 2012 года начнется серийное производство 2A7+. На недавнем салоне вооружений и военной техники Eurosatory-2010 в Париже этот танк был чуть ли не главным экспонатом. В настоящее время средняя стоимость одного "Леопарда 2A6" составляет около $6 млн (приблизительно 172 млн рублей).
Несмотря на разницу в стоимости в пользу отечественного танка, слова генерала Постникова нужно воспринимать всерьез - они отражают позицию Минобороны. Об этом в интервью "Известиям" заявил и первый замминистра обороны Владимир Поповкин: "Если этого нет у нашей промышленности, почему этого не должно быть у нашей армии?". Таким принципом военное ведомство в последнее время объясняет необходимость покупки десантных вертолетоносцев "Мистраль". Этим же был продиктован отказ от отечественных бронеавтомобилей "Тигр" в пользу итальянских IVECO. Начата закупка британских и австрийских снайперских винтовок, так как их современный отечественный аналог только проходит испытания. Можно вспомнить и историю с беспилотниками, на разработку которых Минобороны сначала потратило 5 млрд рублей, а в итоге вынуждено было покупать аналогичную технику у Израиля. Теперь впервые военные заговорили о покупке танков за рубежом.
- Основные претензии к танку Т-90 сегодня связаны с его недостаточной живучестью, - рассказал "Известиям" Владимир Неволин, главный конструктор бронетанковой техники единственного оставшегося в стране танкостроительного предприятия - "Уралвагонзавода". - Его недостаток - размещение в одном объеме людей, боекомплекта и топлива. В любом случае при пробитии брони неизбежно возгорание топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути отделения людей от топлива и боеприпасов. Кроме того, необходимо применение дистанционно управляемого вооружения. Эти принципы были реализованы в нашем перспективном изделии - "объекте 195". В нем, например, башня танка была уже без экипажа. Но такой проект оказался никому не нужен.
Информированный источник "Известий" в Минобороны заявил, что военное ведомство "вряд ли на самом деле станет покупать немецкие "Леопарды". Но показательно, что закупка Т-90 приостановлена, а все работы по проекту "объект 195" закрыты как "бесперспективные". Единственный выход у наших оборонщиков это экспорт продукции. Несмотря на критику военных, отечественные танки, созданные на базе Т-72, пользуются большим спросом в Алжире, Индии, Китае и Пакистане. Кстати, Индия, объявив о создании своего танка "Арджун", который позиционируется как лучший в мире, повторно купила у Москвы партию из трехсот Т-90.
![](http://www.fprado.com/armorsite/Leo2_Pics/LEOPARD2A6-BIG-svg-08.jpg)
Основной боевой танк Леопард 2А6. Германия.
ТТХ
Экипаж, человек 4
Боевая масса, т 59,9
Основные размеры, м:
длина с пушкой вперед 11,29
длина по корпусу 7,72
ширина по бортовым экранам 3,74
высота по крыше башни 2,64
высота но перископу командира 3
Клиренс, м 0,5
Ширина трака, м 0,635
Боекомплект:
пушки, выстрелов 42
пулеметов, патронов 5 500
Максимальная скорость движения, км/ч:
по шоссе 72
задним ходом 31
Мощность двигателя, л.с. 1 500
Масса двигателя, кг 2 590
Масса силового блока, кг 4 840
Преодолеваемые препятствия:
ров шириной, м 3
вертикальная стенка высотой, м 1,1
подъем крутизной, град 30
крен крутизной, град 15
водная преграда (брод) глубиной, м:
без подготовки 1
после подготовки 2,35
с ОПВТ 4
Запас хода по шоссе, км 550
Емкость топливных баков, л 1 200
Корпус ОБТ имеет дополнительное бронирование в передней части, а башня - броневые модули в передней части и листы на крыше. Внутри машины установлен противоосколочный подбой. Для защиты ходовой части по обеим сторонам корпуса имеются бортовые экраны. Ступицы опорных катков закрыты бронированными колпаками.
![](http://img199.imageshack.us/img199/9878/p6169128.jpg)
Леопард 2А7+. Финальная модификация. Вес может доходить до 70 тонн.
Военные эксперты смоделировали танковый бой между Т-90 и "Леопардом" 2А6
Математически смоделировав бой между российским и немецким танками, эксперты пришли к выводу, что в реальном сражении "Леопард" даже не успеет приблизиться к Т-90 на расстояние выстрела.
"Для танка главное - это огневая мощь и защита. Если сравнивать "Леопард" и Т-90 по огневой мощи и дальности - мы превосходим. По броне тоже превосходим", - рассказал РИА Новости Юрий Коваленко, занимавший пост заместителя начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ в 2004-2007 гг.
По его словам, свои возможности российский танк показал еще в 2005 году на соревнованиях в Саудовской Аравии, где его соперниками были американский "Абрамс" и немецкий "Леопард". При высоких температурах в условиях сильнейшей запыленности Т-90 смог достойно выдержать эти "бега". Он хорошо показал себя по проходимости и по стрельбе.
По оценкам экспертов, в возможной "дуэли" российского с немецким танком победа с большей долей вероятности достанется Т-90. У отечественной модели есть система управляемого вооружения, которая позволяет поражать цели на расстоянии до пяти километров. "Леопарду" для точного выстрела нужно приблизиться к противнику на 2.5 километра. Отличаются и габариты танков. "Леопард" больше, а значит, и попасть в него проще. Кроме того, "Леопард" менее поворотлив, считают эксперты.
![](http://img.beta.rian.ru/images/27426/20/274262018.jpg)
Разработка танка Т-90 началась в середине 80-х годов, когда было решено создать глубоко модернизированный вариант основного на тот момент советского танка Т-72. В связи с распадом СССР, потребовалось создать танк, производство которого не зависело бы от поставок из других республик бывшего СССР. Т-90 значительно отличается от прежних машин, имея более совершенное оборудование, новейший комплекс управляемого вооружения, и значительно более сильную защиту – включающую не только классическую броню и ставшие уже привычными пластины ДЗ, но и системы электронного подавления, либо комплекс активной защиты.
Танки Т-90 на полигоне в Раменском
Российский Т-90С называют "летающим танком". Он весит всего 46.5 тонн, что гораздо легче многих зарубежных моделей, практически не имеет равных по скорострельности и способен уничтожить любую бронетехнику противника на расстоянии до пяти километров.
"Т-90С не уступает зарубежным образцам третьего поколения. У него есть автоматизированная система управления огнем, надежная броня и хороший запас хода", - рассказал конструктор бронетанковой техники Владимир Неволин.
Боевая машина оснащена автоматической системой управления огнем. Она позволяет обнаруживать цели и днем, и ночью независимо от погодных условий. Прицел оборудован обновленной тепловизионной камерой, которая значительно увеличивает обзор.
Реактивная броня защищает Т-90С от бронебойных и подкалиберных снарядов. Уклониться от попадания противотанковых управляемых ракет позволяет комплекс подавления "Штора". Пока противник еще только наводит прицел, система уже оповещает экипаж об опасности и создает дымовую завесу. Танк становится "невидимым" для врага.
Модель обладает высокими скоростными характеристиками. Мощность двигателя в 1000 л.с. обеспечивает боевой машине скорость на шоссе до 60 километров в час, на пересеченной местности - до 45.
По словам экспертов, танк хорошо показал себя во время марша по индийской пустыне при температуре плюс 50 градусов и сумел преодолеть тысячи километров по малайским джунглям.
За высокие боевые и ходовые качества Т-90С пользуется популярностью за рубежом. Российский ракетно-пушечный танк стоит на вооружении армий Индии, Алжира и Саудовской Аравии.
Закрытый показ российской бронетехники в Жуковском
НПК «Уралвагонзавод» объявил о намерении представить в сентябре 2011 года танк следующего поколения Т-90АМ.
По словам гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Олега Сиенко, танк доработан с учетом замечаний Минобороны: «На совещании 8 декабря 2009 года мы услышали много критики от военных в наш адрес, я считаю, критика совершенно справедливая. Они указали на недостатки машины – это двигатель, коробка передач, заряд, возможности кругового обзора и множество других вещей».
После этого на предприятии была создана рабочая группа и за пять месяцев устранены все замечания. В частности, на 130 лошадиных сил увеличена мощность двигателя , сделаны соответствующий требованиям ствол, коробка передач, панорамный обзор, совершенно другая, защищенная пулеметная установка. Также усовершенствован программно-технический комплекс, улучшен автомат заряжания.
Уралвагонзавод (город Нижний Тагил Свердловской области) – крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, контейнеров-цистерн; а также одно из крупнейших в мире предприятий танкового машиностроения. Кроме того, завод участвует в изготовлении оборудования космодромов для запуска искусственных спутников Земли. Предприятие на 100% принадлежит государству.
![](http://s52.radikal.ru/i135/1011/9d/2b9d5ba57b8e.jpg)
Т-90 против М1 «ABRAMS»
![](http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/0news/wallpaper-2008-01/wlppr_2008_xlptv_f14.jpg)
![](http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/0news/wallpaper-2008-01/wlppr_2008-047.jpg)
Танки Т-90 и М1А1 «Абрамс» являются типичными представителями советской и западной школ танкостроения, в которые заложены различные конструкторские и технологические идеи.
Т-90, глубокая модернизация хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-72, был создан уже после распада СССР. Основное вооружение танка - модернизированная версия 125-мм гладкоствольного орудия 2А46М2.
Бронирование танка возросло практически в три раза по сравнению с первыми модификациями Т-72 и включает как мощную пассивную броню, с пакетами «полуактивного» типа, так и встроенную динамическую защиту, что позволил обеспечить высокий уровень защиты, не выходя за весовые ограничения, обусловленные удобством транспортировки и стратегической мобильности.
В качестве силовой установки танке установлен достаточно надежный дизельный двигатель В92С2. При боевой массе танка 46.5 тонн его удельная мощность составляет 21 л.с./т.
С переходом к производству нового типа сварной башни возможности по усилению бронирования возросли. Для компоновки Т-90 характерна высокая плотность. Это имеет как преимущества, так и недостатки. Плотная компоновка позволяет создать высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Соответственно меньший внутренний объем (для танка Т-90 11,8 м3) требует меньшей массы бронирования. Недостатком является размещение неавтоматизированной части боекомплекта без каких-либо средств защиты в боевом отделении.
В качестве основного орудия на танке, «Абрамс» начиная с модификации М1А1 установлена 120-мм пушка М256, которая является модифицированной версией немецкой пушки Rh-120. Отсутствие «чистого» ОФ снаряда снижает эффективность против пехоты. Компенсируется наличием кумулятивно-осколочных снарядов и вольфрамовой картечи. Отсутствие в боекомплекте управляемых снарядов уменьшает реалистичную дистанцию боя примерно до полутора ( километров.
Бронирование танка включает многослойную композитную броню, включая элементы из обедненного урана.
Компоновка танка М1 «Абрамс» является типичной для западного подхода к танкостроению, в результате чего, забронированный объем танка составил 19,7 м3, что, практически вдвое превышает этот показатель для Т-90. Преимуществом «Абрамса» является изолированное размещение боекомплекта в башне и корпусе в бункерах, снабженных «вышибными» пластинами. За этим преимуществом кроится и недостаток – размещение основной части боекомплекта в башне, наиболее уязвимой к обстрелу.
В качестве силовой установки танке установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 выполненный в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией, по сравнению с дизельным двигателем расход топлива у ГТД значительно выше. Его удельная мощность составляет 26.2 л.с./т для модификации М1А1 весом 57.2 тонн и 24 л.с./т для модификации М1А2 весом 62.5 тонн. Единственный недостаток — в пустыне или любой пыльной местности надо вовремя чистить фильтры.
Сравнение огневой мощи и системы управления огнем
Основным вооружением М1А1/М1А2 является 120-мм гладкоствольная пушка М256. Начальная скорость при использовании выстрела М829А2 1675 м/с. Скорострельность – до 8 выстрелов в минуту, при движении по пересеченной местности скорострельность значительно снижается.
На сегодняшний день основным противотанковым вооружением М1А1 «Абрамс» являются бронебойные подкалиберные снаряды М829А1, М829А2 и М829А3. Также началось производство и поставки в войска нового снаряда М829А3, который представляет серьезную опасность для танка Т-90. Ведутся разработки по созданию управляемого MRM-KE.
Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2/4.
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42, 3БM-48 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения «Рефлекс-М» с ракетами 9М119М и 9М119М1. Начальная скорость при использовании выстрела 3БM-44М 1750 м/с. Скорострельность - 6-8 выстрелов в минуту. Российские БПС из боекомплекта Т-90 отстают по бронепробиваемости от американских т.к. в основном были разработаны еще в 80-е годы при СССР.
Еще одним фактором, сдерживающим развитие боеприпасов повышенной мощности для танка Т-90 являются ограничения автомата заряжания (АЗ) по длине заряжаемого снаряда.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image005.jpg)
Танки Т-80У и Т-90, оснащенные КУВ «Рефлекс-М» с ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М119М1 «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2-2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника. Комплексы с тандемной БЧ с бронепробиваемостью 850-900 мм типа «Инвар-М» имеют вероятность поражения М1А2 свыше 0,5.
Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение.
Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ПТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000 - 2500 м поразить до 50-60 % танков противника. Естественно, это возможно только в случае если это позволяет рельеф местности. В плане разработки и внедрения в войска новых бронебойных подкалиберных снарядов в последнее десятилетие в РФ продолжается отставание.
Система управления огнем
СУО танка Т-90 - комплекс 1А45 содержит дневной прицел 1Г46 и ночной прицельный комплекс Т01-К01 с прицелом TПH-4.
Дневной прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в плоскости вертикального (ВН) и горизонтального (ГН) наведения. Ночной прицел ТПН-4 имеет зависимую стабилизацию в обеих плоскостях.
Недостатками данного варианта СУО являются погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении. НА Т-90 с тепловизионным прицелом Т01-П02 также осуществляется зависимая стабилизация поля зрения тепловизионного прицела вместе с орудием в плоскости ВН и ГН.
На Т-90С и Т-90А установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «Эсса», поставляемым французской компанией Thales.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/1a45.jpg)
Условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый.
Введение сумматоров, датчиков угла, кинематически связанных с вертикальной осью платформы и горизонтальной осью зеркального отражателя и подключенных к датчикам угла первого прицела и датчику положения, позволяет объединить два автономно работающих прицела в единый прицельный комплекс, в котором обеспечивается синхронное управление линиями визирования двух прицелов и совместное использование технических возможностей каждого из прицелов.
Введение первого корректора позволяет устранить погрешности синхронного слежения линий визирования первого и второго прицелов, обусловленные неточностью их установки на башне.
Введение второго корректора компенсирует погрешность передачи угла от датчика положения и второго датчика, обусловленную неточностью механизмов передачи.
Командир танка Т-90 имеет возможность вести огонь по наземным и воздушным целям из стабилизированной закрытой пулеметной установки. «Абрамс» не оснащен стабилизированной пулеметной установкой.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image007.jpg)
Прицельный комплекс командира танка Т-90 обеспечивает обнаружение, слежение за наземными и воздушными целями и ведение огня из ЗПУ, а также ведение огня из основного вооружения в режиме «дубль». Приводы ЗПУ обеспечивают наведение по вертикали и по горизонтали, а также управление огнем зенитного пулемета.
Электромеханический привод вертикального наведения (ВН) предназначен для автоматического наведения зенитного пулемета в вертикальной плоскости. Привод обеспечивает следующие режимы работы, режим «Автомат» - режим отслеживания ЗПУ стабилизированного положения зеркала прибора ТКН-4С в диапазоне углов от -4° до +20°; режим «Полуавтомат» - режим управления ЗПУ независимо от стабилизированного зеркала прибора ТКН-4С (скоростной привод). «Ручной» - режим ручного наведения ЗПУ но всем диапазоне углов.
Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка.
Этот недостаток был устранен только на модификации М1А2. На М1А2 установлен панорамный тепловизионный прибор командира, это дает значительные преимущества командиру «Абрамса» при поиске целей.
На «Абрамсе» установлена достаточно современная система управления огнём. В основной прицел наводчика GPS встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Дневной канал имеет две кратности увеличения 3 и 10. Поле зрения стабилизировано в вертикальной плоскости.
Имеется также вспомогательный телескопический нестабилизированный прицел М920 с 8-кратным увеличением. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика.
На танке М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.
Основой системы управления огнекм танка М1А2 является электронный блок управления огнем (FCEU), разработанный фирмой "Дженерал дайнэмикс ленд системз". Это модульная система, которая включает устройства, поставляемые фирмами "Тексас инструментс", "Виста контрол" и "Хьюз эркрафт". Электронный блок управления огнем координирует цифровую стабилизацию независимого тепловизионного прибора командира (CITV), основного прицела наводчика (GPS) и привода пушки/башни (GTD). Командир может использовать свой независимый тепловизионный прицел для обнаружения и захвата цели и может переключаться с широкого сектора обзора на узкий с 10х увеличением. Он имеет все возможности вести огонь, передавать ведение огня наводчику и продолжать поиск следующей цели. Этот процесс известен как режим «поиска и уничтожения противника» и является важным усовершенствованием по сравнию с М-1А1, на котором наводчик и командир пользуются одним и тем же прицелом.
К преимуществам Т-90 в обороне относится наличие оборудования для самоокапывания предназначено для отрытия индивидуальных окопов. Все элементы оборудования для самоокапывания расположены на нижнем носовом листе корпуса танка. Кроме того имеется возможность применения управляемого вооружения в широких пределах углов снижения и возвышения пушки (-15 и +20 град по горизонтали), что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям и по наземным целям из-за укрытий местности.
Сравнение защищенности
Башня танка М1А1 состоит из наружной и внутренней стальных бронеплит соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты бронирования из металлических и композитных материалов.
Для наполнителей на основе тонких металлических пластин (например, из обедненного урана) с размещенным между ними керамическим или композитным материалом (GPR, поликарбонат) характерна невысокая стойкость при попадании. После попадания атакующего боеприпаса листы пакета "чобхэм" деформируются со снижением эффективности, возможны срывы креплений слоев пакета.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image008.jpg)
При сравнении башен Т-90А и М1А2 видна уязвимость бортов башни (М1А2 «Абрамс») в пределах безопасных курсовых углов. Благодаря своей конструкции башня Т-90 обеспечивает наиболее равномерную защиту в пределах наиболее вероятных углов обстрела.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image010.jpg)
Схема бронирования борта башни М1А2. Наружная плита, пакет из комбинированного наполнителя и тыльная плита. Пакет наполнителя на основе «отражающих листов» занимает около 1/3 части ниши, что является малоэффективным использованием габаритов бронирования.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image002.jpg)
Разрушение кормовой ниши «Абрамса» с вышибными пластинами в результате попаданий ПТС.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/05.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/01.jpg)
Проломы нижней плиты забашенной ниши при детонации боекомплекта:
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/09.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/0.jpg)
Анализ повреждений танков «Абрамс» в ходе боевого применения в Ираке показывает, что «вышибные» пластины далеко не всегда работают штатно. «Протектированые» топливные баки «Абрамса» также не предохраняют танк от пожара при попадании РПГ.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/11.jpg)
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams/12.jpg)
Бронирование башни танка Т-90 относится к “полуактивному” типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования “полуактивного” типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины.
Кроме этого, на танке также применен комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5» этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Комплекс обеспечивает мощный боковой импульс, позволяющий дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image009.gif)
На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°. В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера. В итоге от заявленных разработчиками противотанковых средств обеспечивает только половина лобовых участков башни. На танке Т-80У и Т-80УК динамическая защита установлена намного лучше. Башня прикрыта ДЗ во всем защищаемом секторе без ослабленных зон, прожектора-постановщики помех из состава КОЭП «Штора-1» установлены над контейнерами ДЗ, а не вместо них.
Применительно к башням танков одним из существенных резервов усиления их противоснарядной защиты или снижения массы стальной основы башни при сохранении существующего уровня противоснарядной защиты является повышение стойкости применяемой для башен стальной брони. На танке Т-90С и Т-90А установлена башня со сварной основой изготовленная из стальной брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) превосходит по противоснарядной стойкости литую броню средней твердости.
Таким образом, при одинаковой массе башня, выполненная из катаной брони, может иметь более высокую противоснарядную стойкость, чем башня из литой брони и, кроме того, в случае применения для башни катаной брони возможно дальнейшее повышение ее противоснарядной стойкости.
Дополнительным преимуществом башни из проката является возможность обеспечения более высокой точности ее изготовления, так как при изготовлении литой броневой основы башни, как правило, не обеспечивается необходимое качество литья и точность отливки по геометрическим размерам и массе, что вызывает необходимость проведения трудоемких и немеханизированных работ по устранению дефектов литья, подгонки размеров и массы отливки, включая подгонку полостей под наполнители. Реализация преимуществ конструкции башни из проката в сравнении с литой башней возможна только тогда, когда ее противоснарядная стойкость и живучесть в местах расположения соединений деталей из катаной брони отвечает общим требованиям по противоснарядной стойкости и живучести башни в целом. Сварные соединения башни Т-90С/А выполнены с перекрытием полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела.
![](http://btvt.narod.ru/4/t-90vsabrams.files/image001.jpg)
Толщина брони бортовых стенок – 70 мм, лобовые броневые стенки имеют толщину 65-150 мм крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. На наружной поверхности лба башни установлены V–образные блоки динамической защиты. На танке Т-90А схема установки ДЗ аналогична Т-90, на экспортном Т-90С, поставляющемся в Индию, схема установки ДЗ усовершенствована добавлены дополнительные блоки ДЗ, комплекс «Штора-1» не устанавливается.
На Т-90 и Т-90А установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами. Комплекс «Штора-1» интегрирован в систему управления огнем танка Т-90.
Выводы
Для любого танка важна уверенность и степень выполнения функциональных обязанностей экипажами, которая усиливаются чувством безопасности при их размещении под возможно лучшей броневой защитой.
Это приводит к отсутствию боязни пробития брони и взрывов или пожара в боевом отделении. В этом вопросе больших успехов достигли американские пропагандисты, которые выдают танк «Абрамс» как практически неуязвимый. На этом фоне успехи российской стороны весьма слабы.
Танк «Абрамс», как и другие его современники, включая Т-80 и Т-90, разрабатывался в годы Холодной войны, поэтому основная защита танка распределена в передней части танка, в пределах курсового угла +35 градусов. Однако в наше время в условиях боев в городе угрозы поражения танку исходят со всех направлений.
Нет смысла поражать мощную лобовую броню, эквивалентная стойкость которой от кумулятивных средств поражения первого поколения с боевыми частями моноблочного типа составляет до 800 мм, когда можно поразить танк в бортовые и кормовые части.
Сложилась ситуация, в которой дорогостоящая (до 7 миллионов долларов) боевая машина теряется в результате поражения из ручного противотанкового гранатомета, стоимость которого не превышает 200 долларов.
![](http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Abrams/oops/abrams_46.jpg)
Чтобы увеличить скорость вращения башни, за башней конструкторы прилепили дополнительный дизельный мотор (ДДМ). А так как ДДМ не являтся жизненно важным элементом (если ДДМ выходит из строя, то башня всё равно вращается, только медленно) то дополнительный двигатель не заключили в основную броневую цитадель, а просто прикрыли стальным коробом с толщиной стенок в полтора сантиметра от шальных пуль и осколков, которая легко пробивается бронебойно-зажигательными пулями крупнокалиберного пулемета вроде советского ДШК образца 1938 года. ДДМ выходит из строя и загорается. Огонь по общей топливной системе (а она у ДДМ общая с основным двигателем) распространяется к основному двигателю и загорается уже весь моторный отсек. От полного задымления и повышения температуры в танке находиться уже невозможно. Пожар распространяется по всем помещениям танка, температура доходит до критической точки и происходит взрыв боекомплекта.
![](http://img12.nnm.ru/6/7/6/2/d/f8417b0b537c1f15bf92e759eb7.jpg)
Еще одной проблемой было отсутствие дистанционно управляемой из под брони пулеметной установки. Но американцы все эти вопросы, в том числе усиления днища корпуса решили путем модернизации TUSK специально разработанной для современных конфликтов малой интенсивности.
Для танка Т-90 решения находятся в виде опытных образцов и патентов, а вопрос защиты бортов от тандемных противотанковых средств не решен даже концептуально.
С начала боевых действий в Чеченской Республике (октябрь 1994 г.) было очень много потерь боевой техники от средств ближнего боя, причины были разные, в том числе и не оснащенность комплексов динамической защиты рабочими элементами (ЭДЗ), недостаточной подготовке экипажей. На данный момент серийных мер аналогичных принятым для танка «Абрамс» для применения в специфических условиях для танков Т-90 не предложено.