"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"
31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех. Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин». Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».
Первые танки попали в Россию в годы Гражданской войны в качестве поставок техники армиям "Белого движения" от европейских союзников. 1-й танковый дивизион ВСЮР в апреле 1919 г. был укомплектован британскими пушечно-пулемётными танками Mk.V и лёгкими пулемётными танками типа Мk А. Аналогичные машины получила и Северная армия после эвакуации британских войск из Архангельска осенью 1919 г.
12 декабря 1918 года в Одессе было выгружено 20 танков Renault FT-17, входивших в состав французского 303-го полка штурмовой артиллерии.12 декабря 1918 года в Одессе было выгружено 20 танков Renault FT-17, входивших в состав французского 303-го полка штурмовой артиллерии.
Утром 19 марта 1919 года неподалеку от немецкой колонии Вормс (ныне Березовский район Одесской области) состоялся боевой дебют французских танков в России. Интервенты провели артиллерийский обстрел наступающего 15-го полка и частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Украинской советской армии, после чего танки пошли в бой. Видя, как развиваются события, командование красных решило обойти интервентов с фланга. У станции Березовка завязался бой, противник был вынужден прекратить поддержку наступления танков и перенёс огонь на другое направление.
Вражескую артиллерийскую батарею атаковали моряки 15-го полка, обратившие артиллеристов в бегство. Пехота, которая поддерживала французские танки, начала отступать. Вплотную подошедшие к залёгшей пехоте 15-го полка танки тоже были вынуждены отойти.
Красноармейцы бросились вдогонку за уходящими танками. Вскочив на броню, пехота 15-го полка смогла захватить 4 Renault FT-17 с пушечным вооружением и башнями клёпаной конструкции. Вместе с танками 15-й полк Н.И. Урсулова захватил массу артиллерии и другого вооружения.
После боя состоялся митинг, на котором было решено отправить один из трофейных танков в подарок Ленину. Выбор пал на машину с серийным номером 69009, выпущенную на заводе SOMUA, но с клёпаной башней производства фирмы Renault. По прибытии в Москву выяснилось, что танк находится в нерабочем состоянии.
Поэтому в апреле 1919 Ленин обратился с просьбой выделить для первомайского парада в Москве ещё один Renault FT-17. К тому моменту трофейные танки были сведены в броневой дивизион особого назначения, в который также попали бронемашины. Для отправки в Москву была отобрана машина с серийным номером 66250. Сопровождающими на митинге были выбраны красноармейцы Унтилов и Козырев, а также помощник машиниста Подрученко в качестве механика. Машину погрузили на платформу и отправили в Москву.
Там с танком ознакомили лётчика Б.И. Россинского. Для него это был первый опыт общения с танком, но он довольно быстро разобрался с управлением. 1 мая 1919 года трофейный танк прошёл по Красной площади, а на следующий день штаб 2-й Украинской советской армии получил телеграмму от Ленина со словами благодарности. Прошедший по брусчатке Красной площади танк отправили обратно на фронт.
В начале августа 1919 года Ленин выступил с инициативой организации производства аналогичных этой машине танков. Несмотря на бедственное положение и разруху в стране, возможности для этого имелись. Французский лёгкий танк был спроектирован в 1916–1917 годах под руководством Луи Рено с широким использованием автомобильных агрегатов. Относительно небольшая масса, а также достаточно простая конструкция корпуса и башни позволяли привлечь к постройке танков предприятия, которые до того занимались изготовлением бронеавтомобилей.
10 августа 1919 года было принято решение Совнаркома и Совета Военной Промышленности об изготовлении 10 танков. Местом изготовления был выбран нижегородский Сормовский завод, до революции занимавшийся изготовлением пароходов и паровозов. Предприятие также имело большой опыт постройки бронепоездов после национализации в 1918 году.
22 августа на заводе состоялось заседание, на котором было озвучено задание на постройку танков. Ознакомившись с фотографиями танка, заводоуправление заказ приняло. Но для начала работ требовалось сначала доставить на завод трофейную машину, которая к тому времени уже несколько месяцев стояла без охраны.
29 сентября танк, частично разобранный и разложенный на трёх платформах, доставили на Сормовский завод. Быстро выяснилось, что деталей до полного комплекта не хватает. Кроме того, завод не имел возможности получить такой же, как у французского танка, двигатель.
Но в это же время в Москве на заводе АМО (будущий ЗиЛ) шла сборка грузовиков FIAT 15 ter, двигатели которых вполне могли стать заменой. Правда, итальянский двигатель мощностью 40 л.с. и объемом 4,4 литра оказался чуть больше того, что ставился на французский танк (4-литровый 35-сильный Renault 18CV).
Поэтому при проектировании кормовую часть танка сделали немного шире, благодаря чему мотор вписался в габариты МТО. Это стало самым заметным отличием танка, позже получившего обозначение «Рено Русский». Техническую документацию на машину в Сормово закончили к 1 января 1920 года.
3 октября 1919 года Совет военной промышленности выдал Ижорскому заводу предписание №2131 об организации производства 30 танков по типу трофейного Renault. Ижорский завод должен был организовать производство брони и сборку танков, на Обуховский завод ложилась сборка элементов ходовой части, остальные детали изготовлял Путиловский завод. Позже Обуховский завод из числа предприятий-смежников исчез.
16 октября Совет военной промышленности распорядился направить на Сормовский завод группу инженеров и техников. Целями поездки стали осмотр прибывшего туда танка и прояснение вопроса о возможности организации полного или частичного производства аналогичных машин на Ижорском заводе.
27 ноября Ижорский завод официально согласился на эту работу. По его плану через 2 месяца с момента получения необходимых деталей от смежников и при условии привлечения дополнительных 60 человек (10 автомобильных механиков, 30 слесарей по обработке металлов и 20 сборщиков-судостроителей) завод мог сдать первый танк. В следующем месяце выпускалось 3 танка, и далее по 5-6 танков ежемесячно. Чертёжная документация требовалась заводу за 3 месяца до выпуска первого танка, а двигатель и вооружение за 2 месяца.
Но планы в первой половине октября армия Юденича провела несколько успешных наступательных операций, выйдя к окраинам Петрограда. В районе Гатчины действовали белогвардейские Renault FT, но пока ответить им было нечем.
16-17 октября Совет обороны принял решение возложить производство танков только на Сормовский завод, поскольку осваивать полный цикл производства танков в прифронтовом городе неразумно.
Петроград удалось отстоять, Ижорский завод всё равно участвовал в изготовлении бронелистов для корпусов и башен. В начале 1920 года велась довольно бурная переписка по поводу типа и количества комплектов листов, поставляемых в Сормово (ныне Сормовский район Нижнего Новгорода). А главное - их качества.
27 февраля 1920 года на Ижорский завод поступил заказ №88 на 10 «танков малого типа системы РЕНО» с вооружением в виде одного пулемёта и заказ №89 на 5 танков с 37-мм пушкой «Гочкис».
Несмотря на то, что к изготовлению брони приступили ещё в конце марта, первая партия листов для двух танков была отправлена только 15 июня. Впрочем, согласно телеграмме из Сормово, прибывшая броня оказалась непригодной для установки на танки. Все листы были покороблены, а при правке раскалывались. Больше того, часть брони оказалась даже не нарезана. Такая халатность Ижорского завода ставила под угрозу план по выпуску.
За это время на Сормовском заводе отремонтировали и модернизировали прибывший в качестве образца Renault FT. Вместо старого двигателя был установлен мотор FIAT, для чего пришлось переделывать кормовую часть. А до конца лета смогли построить первый «Рено-русский». Эта машина получила имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин».
От последующих танков эта машина имела некоторые отличия. Он получил снятую с Renault FT пушку SA 18. Танк оказался единственным, имевшим такое вооружение. Кроме того, машина получила «парадную» раскраску.
Много труда и энергии вложил в создание первого советского танка представитель Центроброни (Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР), моряк Черноморского флота Иван Христианович Гаугель (1882-1933), иногда упоминаемый как "комиссар Гаугель". Сегодня его имя носит одна из улиц Сормовского района.
Но машина появилась нка свет благодаря не только одному Гаугелю. Сотни сормовичей, рабочих, инженеров, руководителей, самоотверженно выполняли задание правительства. Л.Б. Алексеев – заведующий пушечным цехом И.И. Волков – мастер пушечного цеха. М.И. Телогреев – слесарь отдела двигателей пушечного цеха. В.Н. Самойлов, В. И. Паршин, А. С. Вялов, М.П. Юдин – разметчики. В.Л Ястребов, Иван Бундин, С. Орлов, М. Подвинников, Н. Грушин – слесаря. Р.М. Бахушев – старейший работник меднотрубного цеха. Николай Пономарёв – литейщик. И.Е. Лебедев – старший мастер закалочной мастерской. В Музее завода «Красное Сормово» хранятся воспоминания первых отечественных танкостроителей – В.В. Московкина, А.В. Бояркина, К.Г Крылова и других.
Первые испытания состоялись 31 августа 1920 года. За рычаги усадили слесаря И.А. Аверина, в башню забрался сам Гаугель. Иван Христианович был крайне непростой фигурой, но именно благодаря его кипучей деятельности, иногда заканчивавшейся маханием «Маузера», дело удалось довести до конца.
Танк направился к дороге, которая связывала Канавино и Копосово. Он вполне уверенно преодолел маршрут, по пути взобравшись на довольно крутой песчаный холм. В качестве дополнительного испытания было решено проверить, сможет ли танк снести здание. Успешно снеся стену полуразрушенного дома в посёлке Варя по дороге на Канавино, «Борец за свободу товарищ Ленин» продолжил движение, успешно закончив ходовые испытания. На следующий день Гаугель направил телеграмму в Москву:
«Доношу, что 31 августа 1920 года было проведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба оружия».
«Борец за свободу товарищ Ленин» стал первым полноценным танком, построенным на территории России и прошедшим первый этап испытаний. Впрочем, постройка танка №1 являлась лишь началом. Второй танк, получивший имя собственное «Парижская Коммуна», несколько отличался от первого.
37-мм пушка SA 18 имелась всего одна. Но на вооружении российского флота имелась 37-мм морская пушка Гочкиса, разработанная ещё в конце 70-х годов XIX века. Появившиеся в годы Первой мировой войны пехотные и танковые пушки APX использовали те же самые боеприпасы. Возникла вполне логичная мысль наложить ствол морской пушки Hotchkiss на лафет SA 18. Так появилась «37-мм короткая танковая пушка системы Гочкиса», в которой использовался ствол от 5-ствольного варианта морского орудия. Унификация с SA 18 получилась максимальной, перевооружить танк можно было простой заменой ствола.
Но разделение танков на пушечные и пулемётные варианты не вызвало восторга у русских инженеров. В результате наши конструкторы стали первыми, кто совместил в серийном лёгком танке пушку и пулемёт. С правой стороны башни появилась шаровая установка пулемёта Hotchkiss Mle.1909. Такие пулемёты ставились на танки Mark V, трофейные образцы которых попадали в руки Красной армии.
Благодаря тому, что ситуация с поставкой броневых листов с Ижорского завода постепенно начала выправляться, к середине ноября 1920 года в Сормово наметился прогресс. 5 танков собрали и подготовили к испытаниям, 6-й и 7-й танки находились в стадии сборки, которую планировалось закончить к 15 декабря. Также завод начал сборку танков №8 и №9, которые должны были закончить к 20 января 1921 года. Сормовский завод имел почти все детали для собираемых машин.
Со стороны Совета военной промышленности с осени 1920 года работы по постройке и испытаниям сормовских танков курировал старший инженер С.П. Шукалов. Ключевая фигура в советском танкостроении 20-х годов, Шукалов появился в переписке с ноября 1920 года. Именно ему докладывали о результатах испытаний.
9 ноября состоялись пробные стрельбы из пушки Гочкиса №124, изготовленной в 1895 году. Испытания в объёме 11 выстрелов, выполненных из орудия танка №2, показали удовлетворительные результаты.
Несмотря на успех первых испытаний, в конструкции первого советского танка нашлась масса недоработок. Они устранялись в течение сентября и октября 1920 года.
12 ноября в Сормово прибыла комиссия Совета военной промышленности, на следующий день состоялся пробный пробег. Он закончился на втором километре, поскольку соскочил ремень вентилятора.
14 ноября состоялся второй пробег длиной 7,5 километров, на сей раз удачный. Большинство членов комиссии убыли в Москву, а на заводе началась подготовка к государственным испытаниям. Они начались 17 ноября, за первый день участвовавший в них танк успешно прошёл 26,5 километров. Средняя скорость достигала 7,65 км/ч, а максимальная 8,89 км/ч.
С учётом того, что танк шёл по грунту, покрытому льдом и талым снегом, это вполне нормальные результаты. Испытания продолжались до 20 числа, после чего танк разобрали для определения износа узлов и агрегатов. Всего он преодолел 64 километра, полностью выдержав программу государственных испытаний.
Вскоре после выпуска танков были подготовлены руководства по самой машине и её орудию:
По итогам испытаний был составлен список из 22 пунктов различных изменений Завод обязался внести их в конструкцию танка в течение двух недель. Одним из изменений была установка люков над баками, но некоторые машины такого люка так и не получили. Это же касается и лючка доступа к двигателю, предусмотренному на левом заднем борту корпуса. На некоторых фотографиях такой лючок есть, на других его нет.
Комиссия определила процедуру приёмки танков. Согласно ей, танки с номерами 5, 10 и 15 проходили полный цикл испытаний, а остальные в сокращённом виде, с пробегом 26,5 километров. Кроме того, один танк изготовлялся с изменениями коробки передач, что должно было увеличить его максимальную скорость. Эту работу курировал Шукалов.
Символично, что в строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин (1898 -1940), создатель и первый конструктор легендарной «тридцатьчетвёрки», которая в годы Великой Отечественной войны выпускалась в том числе и на «Красном Сормове». В 1918 году красноармеец Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород.
Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил слесарем на завод, где участвовал в сборке первых отечественных бронированных машин. М.И. Кошкин писал в своих воспоминаниях: «На «Красном Сормове» с 1919 года готовились чертежи, технология и шасси для первых советских танков. Повезло! Попал на сборку как раз в те дни, когда ижорцы прислали броневые листы, а с завода АМО – двигатели и узлы трансмиссии… И при мне из ворот вышел первый наш танк «Борец за свободу тов. Ленин». Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго…»
Как и обговаривалось, первый танк головной серии был сдан 15 декабря 1920 года. В дальнейшем Сормовский завод сдавал по 4 танка в месяц, завершив выпуск серии в марте 1921 года. Каждый танк получил имя собственное:
№1 «Борец за свободу товарищ Ленин»
№2 «Парижская Комунна»
№3 «Карл Маркс»
№4 «Лев Троцкий»
№5 «Лейтенант Шмидт»
№6 «Карл Либкнехт»
№7 «Красный Боец»
№8 «Красная Звезда»
№9 «Пролетарий»
№10 «Свободная Россия»
№11 «Черноморец»
№12 «Илья Муромец»
№13 «Буря»
№14 «Керчь»
№15 «Победа»
К моменту сдачи танки №12 и №13 не имели вооружения. Имелся ещё один танк, №16. Он был построен сверх плана и предназначался в качестве подарка Ленину. Идея изготовления этой машины принадлежала члену коллегии заводоуправления Н.Д. Данилову. По его заданию К.А. Бердышев изготовил чертежи танка, получившего название «Сувенир». Судя по всему, речь идет о масштабном макете, который также изготовил Бердышев. Танк направили в Москву, а Бердышева за него премировали английским костюмом, двумя столами и четырьмя стульями.
На этом выпуск «Рено-русского» прекратился. Танки типа «М» (малые) не совсем удовлетворяли запросы Красной армии, особенно по скорости передвижения. Да и для разорённой Гражданской войной страны эти машины являлись очень дорогим удовольствием.
Изготовленные в Сормово танки направили в Москву, где из них был сформирован учебный танковый дивизион. Машины по 5 штук распределили по танковым отрядам. Первой задачей для танков стала мирная работа. 6-й танковый отряд весной 1922 года направили в Поволжье, где «Рено-русские» применялись в качестве тракторов.
В дальнейшем танки использовались в качестве учебных машин. Несмотря на тихоходность, в таком качестве их применение выглядело более целесообразным, чем в случае с Mark V или Mk.A Whippet. Небольшая масса и использование автомобильного грузового двигателя выгодно отличало эти машины.
Ещё одной типичной задачей первых советских танков стало участие в парадах. Ходили они по Красной площади вместе с "оригинальными" Renault FT-17, которые постепенно перевооружались пушками Гочкиса.
Последний такой парад состоялся в 1929 году, затем сильно изношенные машины сменили на МС-1.
К 30 января 1931 года все «Рено-русские» были сняты с вооружения и распределены по училищам в качестве наглядных пособий.
К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот».
По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение.
[1]
[2]
[3]
Первые танки попали в Россию в годы Гражданской войны в качестве поставок техники армиям "Белого движения" от европейских союзников. 1-й танковый дивизион ВСЮР в апреле 1919 г. был укомплектован британскими пушечно-пулемётными танками Mk.V и лёгкими пулемётными танками типа Мk А. Аналогичные машины получила и Северная армия после эвакуации британских войск из Архангельска осенью 1919 г.
12 декабря 1918 года в Одессе было выгружено 20 танков Renault FT-17, входивших в состав французского 303-го полка штурмовой артиллерии.12 декабря 1918 года в Одессе было выгружено 20 танков Renault FT-17, входивших в состав французского 303-го полка штурмовой артиллерии.
Утром 19 марта 1919 года неподалеку от немецкой колонии Вормс (ныне Березовский район Одесской области) состоялся боевой дебют французских танков в России. Интервенты провели артиллерийский обстрел наступающего 15-го полка и частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Украинской советской армии, после чего танки пошли в бой. Видя, как развиваются события, командование красных решило обойти интервентов с фланга. У станции Березовка завязался бой, противник был вынужден прекратить поддержку наступления танков и перенёс огонь на другое направление.
Вражескую артиллерийскую батарею атаковали моряки 15-го полка, обратившие артиллеристов в бегство. Пехота, которая поддерживала французские танки, начала отступать. Вплотную подошедшие к залёгшей пехоте 15-го полка танки тоже были вынуждены отойти.
Красноармейцы бросились вдогонку за уходящими танками. Вскочив на броню, пехота 15-го полка смогла захватить 4 Renault FT-17 с пушечным вооружением и башнями клёпаной конструкции. Вместе с танками 15-й полк Н.И. Урсулова захватил массу артиллерии и другого вооружения.
После боя состоялся митинг, на котором было решено отправить один из трофейных танков в подарок Ленину. Выбор пал на машину с серийным номером 69009, выпущенную на заводе SOMUA, но с клёпаной башней производства фирмы Renault. По прибытии в Москву выяснилось, что танк находится в нерабочем состоянии.
Поэтому в апреле 1919 Ленин обратился с просьбой выделить для первомайского парада в Москве ещё один Renault FT-17. К тому моменту трофейные танки были сведены в броневой дивизион особого назначения, в который также попали бронемашины. Для отправки в Москву была отобрана машина с серийным номером 66250. Сопровождающими на митинге были выбраны красноармейцы Унтилов и Козырев, а также помощник машиниста Подрученко в качестве механика. Машину погрузили на платформу и отправили в Москву.
Там с танком ознакомили лётчика Б.И. Россинского. Для него это был первый опыт общения с танком, но он довольно быстро разобрался с управлением. 1 мая 1919 года трофейный танк прошёл по Красной площади, а на следующий день штаб 2-й Украинской советской армии получил телеграмму от Ленина со словами благодарности. Прошедший по брусчатке Красной площади танк отправили обратно на фронт.
В начале августа 1919 года Ленин выступил с инициативой организации производства аналогичных этой машине танков. Несмотря на бедственное положение и разруху в стране, возможности для этого имелись. Французский лёгкий танк был спроектирован в 1916–1917 годах под руководством Луи Рено с широким использованием автомобильных агрегатов. Относительно небольшая масса, а также достаточно простая конструкция корпуса и башни позволяли привлечь к постройке танков предприятия, которые до того занимались изготовлением бронеавтомобилей.
10 августа 1919 года было принято решение Совнаркома и Совета Военной Промышленности об изготовлении 10 танков. Местом изготовления был выбран нижегородский Сормовский завод, до революции занимавшийся изготовлением пароходов и паровозов. Предприятие также имело большой опыт постройки бронепоездов после национализации в 1918 году.
22 августа на заводе состоялось заседание, на котором было озвучено задание на постройку танков. Ознакомившись с фотографиями танка, заводоуправление заказ приняло. Но для начала работ требовалось сначала доставить на завод трофейную машину, которая к тому времени уже несколько месяцев стояла без охраны.
29 сентября танк, частично разобранный и разложенный на трёх платформах, доставили на Сормовский завод. Быстро выяснилось, что деталей до полного комплекта не хватает. Кроме того, завод не имел возможности получить такой же, как у французского танка, двигатель.
Но в это же время в Москве на заводе АМО (будущий ЗиЛ) шла сборка грузовиков FIAT 15 ter, двигатели которых вполне могли стать заменой. Правда, итальянский двигатель мощностью 40 л.с. и объемом 4,4 литра оказался чуть больше того, что ставился на французский танк (4-литровый 35-сильный Renault 18CV).
Поэтому при проектировании кормовую часть танка сделали немного шире, благодаря чему мотор вписался в габариты МТО. Это стало самым заметным отличием танка, позже получившего обозначение «Рено Русский». Техническую документацию на машину в Сормово закончили к 1 января 1920 года.
3 октября 1919 года Совет военной промышленности выдал Ижорскому заводу предписание №2131 об организации производства 30 танков по типу трофейного Renault. Ижорский завод должен был организовать производство брони и сборку танков, на Обуховский завод ложилась сборка элементов ходовой части, остальные детали изготовлял Путиловский завод. Позже Обуховский завод из числа предприятий-смежников исчез.
16 октября Совет военной промышленности распорядился направить на Сормовский завод группу инженеров и техников. Целями поездки стали осмотр прибывшего туда танка и прояснение вопроса о возможности организации полного или частичного производства аналогичных машин на Ижорском заводе.
27 ноября Ижорский завод официально согласился на эту работу. По его плану через 2 месяца с момента получения необходимых деталей от смежников и при условии привлечения дополнительных 60 человек (10 автомобильных механиков, 30 слесарей по обработке металлов и 20 сборщиков-судостроителей) завод мог сдать первый танк. В следующем месяце выпускалось 3 танка, и далее по 5-6 танков ежемесячно. Чертёжная документация требовалась заводу за 3 месяца до выпуска первого танка, а двигатель и вооружение за 2 месяца.
Но планы в первой половине октября армия Юденича провела несколько успешных наступательных операций, выйдя к окраинам Петрограда. В районе Гатчины действовали белогвардейские Renault FT, но пока ответить им было нечем.
16-17 октября Совет обороны принял решение возложить производство танков только на Сормовский завод, поскольку осваивать полный цикл производства танков в прифронтовом городе неразумно.
Петроград удалось отстоять, Ижорский завод всё равно участвовал в изготовлении бронелистов для корпусов и башен. В начале 1920 года велась довольно бурная переписка по поводу типа и количества комплектов листов, поставляемых в Сормово (ныне Сормовский район Нижнего Новгорода). А главное - их качества.
27 февраля 1920 года на Ижорский завод поступил заказ №88 на 10 «танков малого типа системы РЕНО» с вооружением в виде одного пулемёта и заказ №89 на 5 танков с 37-мм пушкой «Гочкис».
Несмотря на то, что к изготовлению брони приступили ещё в конце марта, первая партия листов для двух танков была отправлена только 15 июня. Впрочем, согласно телеграмме из Сормово, прибывшая броня оказалась непригодной для установки на танки. Все листы были покороблены, а при правке раскалывались. Больше того, часть брони оказалась даже не нарезана. Такая халатность Ижорского завода ставила под угрозу план по выпуску.
За это время на Сормовском заводе отремонтировали и модернизировали прибывший в качестве образца Renault FT. Вместо старого двигателя был установлен мотор FIAT, для чего пришлось переделывать кормовую часть. А до конца лета смогли построить первый «Рено-русский». Эта машина получила имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин».
От последующих танков эта машина имела некоторые отличия. Он получил снятую с Renault FT пушку SA 18. Танк оказался единственным, имевшим такое вооружение. Кроме того, машина получила «парадную» раскраску.
Много труда и энергии вложил в создание первого советского танка представитель Центроброни (Центральный совет по управлению броневыми частями РСФСР), моряк Черноморского флота Иван Христианович Гаугель (1882-1933), иногда упоминаемый как "комиссар Гаугель". Сегодня его имя носит одна из улиц Сормовского района.
Но машина появилась нка свет благодаря не только одному Гаугелю. Сотни сормовичей, рабочих, инженеров, руководителей, самоотверженно выполняли задание правительства. Л.Б. Алексеев – заведующий пушечным цехом И.И. Волков – мастер пушечного цеха. М.И. Телогреев – слесарь отдела двигателей пушечного цеха. В.Н. Самойлов, В. И. Паршин, А. С. Вялов, М.П. Юдин – разметчики. В.Л Ястребов, Иван Бундин, С. Орлов, М. Подвинников, Н. Грушин – слесаря. Р.М. Бахушев – старейший работник меднотрубного цеха. Николай Пономарёв – литейщик. И.Е. Лебедев – старший мастер закалочной мастерской. В Музее завода «Красное Сормово» хранятся воспоминания первых отечественных танкостроителей – В.В. Московкина, А.В. Бояркина, К.Г Крылова и других.
Первые испытания состоялись 31 августа 1920 года. За рычаги усадили слесаря И.А. Аверина, в башню забрался сам Гаугель. Иван Христианович был крайне непростой фигурой, но именно благодаря его кипучей деятельности, иногда заканчивавшейся маханием «Маузера», дело удалось довести до конца.
Танк направился к дороге, которая связывала Канавино и Копосово. Он вполне уверенно преодолел маршрут, по пути взобравшись на довольно крутой песчаный холм. В качестве дополнительного испытания было решено проверить, сможет ли танк снести здание. Успешно снеся стену полуразрушенного дома в посёлке Варя по дороге на Канавино, «Борец за свободу товарищ Ленин» продолжил движение, успешно закончив ходовые испытания. На следующий день Гаугель направил телеграмму в Москву:
«Доношу, что 31 августа 1920 года было проведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба оружия».
«Борец за свободу товарищ Ленин» стал первым полноценным танком, построенным на территории России и прошедшим первый этап испытаний. Впрочем, постройка танка №1 являлась лишь началом. Второй танк, получивший имя собственное «Парижская Коммуна», несколько отличался от первого.
37-мм пушка SA 18 имелась всего одна. Но на вооружении российского флота имелась 37-мм морская пушка Гочкиса, разработанная ещё в конце 70-х годов XIX века. Появившиеся в годы Первой мировой войны пехотные и танковые пушки APX использовали те же самые боеприпасы. Возникла вполне логичная мысль наложить ствол морской пушки Hotchkiss на лафет SA 18. Так появилась «37-мм короткая танковая пушка системы Гочкиса», в которой использовался ствол от 5-ствольного варианта морского орудия. Унификация с SA 18 получилась максимальной, перевооружить танк можно было простой заменой ствола.
Но разделение танков на пушечные и пулемётные варианты не вызвало восторга у русских инженеров. В результате наши конструкторы стали первыми, кто совместил в серийном лёгком танке пушку и пулемёт. С правой стороны башни появилась шаровая установка пулемёта Hotchkiss Mle.1909. Такие пулемёты ставились на танки Mark V, трофейные образцы которых попадали в руки Красной армии.
Благодаря тому, что ситуация с поставкой броневых листов с Ижорского завода постепенно начала выправляться, к середине ноября 1920 года в Сормово наметился прогресс. 5 танков собрали и подготовили к испытаниям, 6-й и 7-й танки находились в стадии сборки, которую планировалось закончить к 15 декабря. Также завод начал сборку танков №8 и №9, которые должны были закончить к 20 января 1921 года. Сормовский завод имел почти все детали для собираемых машин.
Со стороны Совета военной промышленности с осени 1920 года работы по постройке и испытаниям сормовских танков курировал старший инженер С.П. Шукалов. Ключевая фигура в советском танкостроении 20-х годов, Шукалов появился в переписке с ноября 1920 года. Именно ему докладывали о результатах испытаний.
9 ноября состоялись пробные стрельбы из пушки Гочкиса №124, изготовленной в 1895 году. Испытания в объёме 11 выстрелов, выполненных из орудия танка №2, показали удовлетворительные результаты.
Несмотря на успех первых испытаний, в конструкции первого советского танка нашлась масса недоработок. Они устранялись в течение сентября и октября 1920 года.
12 ноября в Сормово прибыла комиссия Совета военной промышленности, на следующий день состоялся пробный пробег. Он закончился на втором километре, поскольку соскочил ремень вентилятора.
14 ноября состоялся второй пробег длиной 7,5 километров, на сей раз удачный. Большинство членов комиссии убыли в Москву, а на заводе началась подготовка к государственным испытаниям. Они начались 17 ноября, за первый день участвовавший в них танк успешно прошёл 26,5 километров. Средняя скорость достигала 7,65 км/ч, а максимальная 8,89 км/ч.
С учётом того, что танк шёл по грунту, покрытому льдом и талым снегом, это вполне нормальные результаты. Испытания продолжались до 20 числа, после чего танк разобрали для определения износа узлов и агрегатов. Всего он преодолел 64 километра, полностью выдержав программу государственных испытаний.
Вскоре после выпуска танков были подготовлены руководства по самой машине и её орудию:
По итогам испытаний был составлен список из 22 пунктов различных изменений Завод обязался внести их в конструкцию танка в течение двух недель. Одним из изменений была установка люков над баками, но некоторые машины такого люка так и не получили. Это же касается и лючка доступа к двигателю, предусмотренному на левом заднем борту корпуса. На некоторых фотографиях такой лючок есть, на других его нет.
Комиссия определила процедуру приёмки танков. Согласно ей, танки с номерами 5, 10 и 15 проходили полный цикл испытаний, а остальные в сокращённом виде, с пробегом 26,5 километров. Кроме того, один танк изготовлялся с изменениями коробки передач, что должно было увеличить его максимальную скорость. Эту работу курировал Шукалов.
Символично, что в строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин (1898 -1940), создатель и первый конструктор легендарной «тридцатьчетвёрки», которая в годы Великой Отечественной войны выпускалась в том числе и на «Красном Сормове». В 1918 году красноармеец Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород.
Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил слесарем на завод, где участвовал в сборке первых отечественных бронированных машин. М.И. Кошкин писал в своих воспоминаниях: «На «Красном Сормове» с 1919 года готовились чертежи, технология и шасси для первых советских танков. Повезло! Попал на сборку как раз в те дни, когда ижорцы прислали броневые листы, а с завода АМО – двигатели и узлы трансмиссии… И при мне из ворот вышел первый наш танк «Борец за свободу тов. Ленин». Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго…»
Как и обговаривалось, первый танк головной серии был сдан 15 декабря 1920 года. В дальнейшем Сормовский завод сдавал по 4 танка в месяц, завершив выпуск серии в марте 1921 года. Каждый танк получил имя собственное:
№1 «Борец за свободу товарищ Ленин»
№2 «Парижская Комунна»
№3 «Карл Маркс»
№4 «Лев Троцкий»
№5 «Лейтенант Шмидт»
№6 «Карл Либкнехт»
№7 «Красный Боец»
№8 «Красная Звезда»
№9 «Пролетарий»
№10 «Свободная Россия»
№11 «Черноморец»
№12 «Илья Муромец»
№13 «Буря»
№14 «Керчь»
№15 «Победа»
К моменту сдачи танки №12 и №13 не имели вооружения. Имелся ещё один танк, №16. Он был построен сверх плана и предназначался в качестве подарка Ленину. Идея изготовления этой машины принадлежала члену коллегии заводоуправления Н.Д. Данилову. По его заданию К.А. Бердышев изготовил чертежи танка, получившего название «Сувенир». Судя по всему, речь идет о масштабном макете, который также изготовил Бердышев. Танк направили в Москву, а Бердышева за него премировали английским костюмом, двумя столами и четырьмя стульями.
На этом выпуск «Рено-русского» прекратился. Танки типа «М» (малые) не совсем удовлетворяли запросы Красной армии, особенно по скорости передвижения. Да и для разорённой Гражданской войной страны эти машины являлись очень дорогим удовольствием.
Изготовленные в Сормово танки направили в Москву, где из них был сформирован учебный танковый дивизион. Машины по 5 штук распределили по танковым отрядам. Первой задачей для танков стала мирная работа. 6-й танковый отряд весной 1922 года направили в Поволжье, где «Рено-русские» применялись в качестве тракторов.
В дальнейшем танки использовались в качестве учебных машин. Несмотря на тихоходность, в таком качестве их применение выглядело более целесообразным, чем в случае с Mark V или Mk.A Whippet. Небольшая масса и использование автомобильного грузового двигателя выгодно отличало эти машины.
Ещё одной типичной задачей первых советских танков стало участие в парадах. Ходили они по Красной площади вместе с "оригинальными" Renault FT-17, которые постепенно перевооружались пушками Гочкиса.
Последний такой парад состоялся в 1929 году, затем сильно изношенные машины сменили на МС-1.
К 30 января 1931 года все «Рено-русские» были сняты с вооружения и распределены по училищам в качестве наглядных пособий.
К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот».
По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение.
[1]
[2]
[3]
@темы: танки